Что такое романская архитектура
Содержание:
- Рыцарские замки
- Нумерация
- Обороноспособность замка было способно обеспечить небольшое количество человек
- Торговые площади
- Скульптура
- Стили историзма в архитектуре
- Штурм средневекового замка мог идти годами
- Некоторые примеры романской архитектуры
- Готика Англии и Франции
- Линейный стан
- Презентация на тему: » Архитектура средневековья. Готический стиль. Готический храм – каменная книга средневековья.» — Транскрипт:
- Дом Политехнического Общества
- Готика в России код
- На перекрестках оживленных дорог
- Готический стиль в архитектуре
Рыцарские замки
Романский стиль в Средневековье нашел свое отражение и в строительстве крепостей. Период XI-XII вв. – это время развития рыцарской культуры и становления феодальных отношений. До второй половины X столетия замки строились из дерева на естественных возвышенностях или насыпных холмах. Позднее такие крепости стали возводить в соответствии с романскими традициями и по особым правилам. Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых – донжон. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса. Мебель была под стать помещениям: массивная, функциональная, по минимуму декорированная, словом, полностью соответствовала господствовавшему романскому стилю.
Крепостные сооружения имели собственную небольшую церковь, тюрьму и множество хранилищ, позволявших выдерживать длительные осады.
Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия. Конви окружают 8 цилиндрических башен, в которые почти не заглядывает солнце, и массивные оборонительные стены. Их каменная кладка практически не пострадала за 800 лет, хотя крепость неоднократно подвергалась осадам. На ее строительство король потратил баснословную сумму – 15 тысяч фунтов стерлингов, что по современному курсу составляет 193 млн евро. Замок Конви, чья территория разделена на внешний и внутренний двор, был выстроен на холме и считался неприступным. Чтобы защитить крепостные стены от возможного подкопа, их возвели на прочной скалистой породе.
Нумерация
Нумерация домов и вывески с названиями улиц, вся эта система, понятная нам сегодня, была учреждена только в XVIII веке.
До того местоположение дома на улице можно было определить по вывескам – нарисованным или вырезанным на стене, намалёванным на подвешенной доске, но в Средневековье они имелись не на каждом доме, и мы не знаем точно, как побирались такие изображения.
Большинство исследователей полагают, что владельцы устанавливали и меняли вывески совершенно свободно; однако, редкие свидетельства показывают, что здесь мог вмешаться сеньор и разрешить или запретить перемену вывески, затеянную новым владельцем в угоду собственному вкусу или ради отражения своей деятельности.
Но изменение могло вызвать и путаницу, потому что дом нельзя будет узнать под новой вывеской или потому , что такое изображение уже имелось на этой улице.
Несмотря на попытки контроля со стороны сеньоров и увеличение числа идентифицирующих изображений к концу Средневековья, такая система не давала полного охвата домов во всём городе.
Улицы сделались живописнее, но удобнее от этого не стало, поскольку на них встречались одинаковые вывески.
Точный адрес – одновременно прогресс и утрата свободы, ибо судьи, сборщики налогов и прочие представители власти могут вас узнать и найти.
Даже в XVIII веке таблички с названиями улиц так часто срывали по ночам, что названия решили высекать в камне.
Со стороны площади доносится музыка.
Всё верно, в городах всегда ошивались жонглёры, менестрели, вертепщики, стремившиеся заработать на жизнь своими талантами.
Обороноспособность замка было способно обеспечить небольшое количество человек
Трудно поверить, что огромную территорию средневековой крепости можно было защитить без тысяч солдат. /Фото: elenaruvel.com
Многие из нас уверены, что для обслуживания средневекового замка в мирное время, а также для обеспечения обороноспособности в условиях боевых действий или осады необходимо огромное количество людей – от обычных жителей до отрядов солдат и рыцарей. А в реальной жизни все было, по сути, ровно наоборот.
Для взятия крепости требовалось гораздо больше людей, чем для его обороны. /Фото: russian7.ru
На самом деле, средневековый замок, как фортификационное сооружение, изначально строилось как раз таким образом, чтобы его защита могла осуществляться малыми силами. Кроме того, во время осады большое количество людей только быстрее опустошало бы запасы провизии, которые в таких условиях довольно сложно пополнить.
Огромный замок Харлех почти год обороняли меньше полусотни человек. /Фото: planeta-best.ru
Ярким примером длительной обороны крепости небольшим составом людей является осада замка Харлех, которая длилась практически целый год, и это притом, что его гарнизон насчитывал всего 36 человек, а под стенами сооружения стояла армия из нескольких тысяч солдат.
Торговые площади
Город Нюрнберг на средневековой миниатюре
Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше — дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах — трущобы.
Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров.
Обычай выставлять свои товары за дверьми лавок, на самой улице, был очень распространен среди торговцев средневекового города.
С этой целью у очень многих лавок устроены навесы над частью улицы, прилегающей к лавке.
В большом городе могло быть несколько торговых площадей.
Некоторые из них были «специализированными» местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая, Гончарная и пр.).
На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.
Горожане на миниатюре 13 века
Скульптура
В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.
Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов.
Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах — удлиненные пропорции.
Стили историзма в архитектуре
Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.
Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия
К нему относят
- субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
- комбинации с неомавританским или византийским стилями,
- вариации на тему барокко — необарокко
- и тему греческого стиля — неогрек.
Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».
Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.
Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.
Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.
Штурм средневекового замка мог идти годами
Не все так красочно в осаде средневековой крепости, как это обычно показывают. /Фото: tes.com
В большинстве эпизодов различных фильмов и сериалов процесс взятия замка штурмом проходит буквально за пару часов. Само собой, главной причиной такой скоротечности является ограниченный хронометраж, однако многие думают, что штурм и в реальности происходил быстро. Однако на самом деле все было не так просто, а главное – не так быстро.
Фрагмент средневековой миниатюры об осаде Антиохии из «Отрывков д’Аутремера» Себастьяна Мамеро. /Фото: about-history.com
Исторические источники беспристрастно утверждают, что осада замка в эпоху Средневековья была одной из основных форм боевых действий, поэтому каждая из них разрабатывалась особенно тщательно.
В частности, производились точные расчеты по соотношению требушета, то есть метательной машины и толщины стен крепости, которую собираются взять. Ведь чтобы пробить защитные укрепления замка, требушету необходимо было как минимум несколько дней, а чаще всего – несколько недель.
Изображение требушета на средневековой гравюре. /Фото: askdifference.com
Поэтому собственно осада зачастую длилась месяцами, а то и годами. Так, например, осада замка Харлех будущим королем Генрихом V длилась почти год, а вышеупомянутое взятие замка Корф продолжалось целых три.
Причем в первом случае причиной падения осажденной крепости стало окончание запасов продовольствия, а во втором – предательство. А вот такой механизм взятия замка как массированная атака практически не применялся, ведь он был попросту нецелесообразным, потому его использовали только в экстремальных случаях.
Некоторые примеры романской архитектуры
Франция
Монастырская церковь в Клюни, Бургундия — яркий пример романского стиля. Узкие окна и проходы, толстые, массивные стены.
Базилика Сен-Сернен в Тулузе, Франция. Сводчатый потолок и арки по бокам — черты, присущие романскому стилю.
Романский стиль фасада Собора Нотр-Дам в Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.
Италия
Внутренний двор Базилики Святого Амвросия в Милане, Италия.
Пизанский собор в Пизе, Италия. Массивность конструкции, узкие окна, наружные полуциркульные арки говорят о романском стиле.
Германия
Наумбургский собор в Германии. Его строительство началось в начале 11 века, а закончилось только в начале 13. Поэтому он сочетает в себе два стиля — романский и готический.
Замок Кверфурт — средневековый замок и весьма важный памятник романской архитектуры.
Португалия
Кафедральный собор Се в Порту был перестроен в период барокко. Но во входе в центральный неф собора можно разглядеть черты романского стиля: узкие окна и вход, полукруглая наружная арка.
Готика Англии и Франции
Зарождение готики как архитектурного стиля произошло на севере Франции. Своего рассвета она достигла в XIII веке. Основной готической постройкой в то время был монастырь ордена бенедиктинцев с библиотекой на 570 книг. Вторым главным собором во Франции стал собор Парижской Богоматери.
ФОТО: worldlist.travelСобор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностью
В Англии, в отличие от других стран, готика появилась рано и просуществовала до четырнадцатого века. Собор в Солсбери стал одним из образцов английской готики, но национальной святыней и резиденцией епископа стал Кентерберийский собор. Британская готика делится на несколько периодов: английская готика, геометрически-криволинейная и перпендикулярная.
ФОТО: hakkindabilgial.comКентерберийский собор построен в XII-XIV векахФОТО: pp.userapi.comВинчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых мест
Линейный стан
Для музыкального искусства XI-XII столетий громадное значение имело разделение его на светскую и церковную музыку. В эту эпоху для всех западноевропейских стран орган становится признанным храмовым инструментом, а латинский язык – единой формой богослужебного пения. Христианская музыка, творцами которой в основном были французские и итальянские монахи, сыграла огромную роль в создании основ профессиональной музыкальной культуры Европы.
Главной вехой в истории этого искусства стало нововведение, сделанное Гвидо из Ареццо. Этот итальянский монах, учивший пению мальчиков, разработал принципы нотной записи, которыми пользуются и поныне. До него звуки записывались невмами, квадратными нотами. Однако, используя их, никак не удавалось наглядно изобразить высоту звука. Гвидо из Ареццо поместил напевы на 4-нотный линейный стан, решив тем самым проблему.
Господствовавший в Европе романский стиль повлиял и на хореографию. Бассданс – средневековый танец, исполнялся под пение танцующих или под аккомпанемент музыкальных инструментов. Он напоминал, скорее, торжественное шествие, нежели танец. Бассданс, тяжеловесный и величественный, как замки и храмы, был отражением романского периода в европейском искусстве.
Презентация на тему: » Архитектура средневековья. Готический стиль. Готический храм – каменная книга средневековья.» — Транскрипт:
1
Архитектура средневековья. Готический стиль. Готический храм – каменная книга средневековья.
2
Франция. Шартр. Шартрский собор Шартр — небольшой город на севере Франции. Здесь находится одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры средневековья — Шартрский собор.
3
Собор господствует над городом
4
Длина храма 130 м, высота – 36 м. Собор был построен в нач. XIII в. (основные строительные работы были выполнены в течение 30 лет).
5
Интерьер храма. Покров Девы Марии.
6
Франция. Шартрский собор. Интерьер храма
7
Франция. Шартр. Шартрский собор. Скульптуры южного фасада.
8
Франция. Шартр. Шартрский собор. Порталы северного фасада
9
Франция. Шартр. Шартрский собор. Один из витражей собора
10
Франция. Шартр. Шартрский собор. Готическая капитель
11
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни.
12
Строительство началось в 1163, закончилось в 1345году. Высота собора 35 м, длина 130 м, ширина 48 м, высота колоколен 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне 13 тонн, его языка 500 кг.
14
В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость.
15
Готический стиль. Основные черты. 1.Высотность.
16
2. Заостренные арки и башни. 3. В отличии от романской церкви готический собор часто асимметричен в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.
17
C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Аркбута́н Контрфорс крестовый свод
18
4.Каркасная система постройки из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. 5. Стена не ощущается. На её месте сквозные галереи, огромные окна, аркады. Готический собор в Кутансе, Франция
19
Аркбута́н наружная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб контрфорс.
20
Контрфорс (фр. contre force «противодействующая сила») массивные опорные столбы. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов.фр. 5 контрфорсов с аркбутанами, слева виден угловой контрфорс
21
Свод (от «сводить» соединять, смыкать) тип перекрытия или покрытия сооружений, конструкция, которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Готические (крестовые) своды Сен-Шапель
22
6. Все пространства готического собора обитаемы – и внутри, и снаружи собор населен массой скульптур.
23
7.Орнаментальные и сюжетные витражи
Дом Политехнического Общества
Адрес: Малый Харитоньевский переулок, д. 4
В 1904 годы был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект для постройки собственного дома Политехнического Общества. Первую премию получил архитектор А. Б. Минкус, однако окончательный проект подготовил инженер А. В. Кузнецов.
Сегодня здесь располагается «Институт машиноведения им А.А Благонравова РАН », однако буквы «П» и «О» над входом все еще свидетельствуют о его исходном предназначении. И, как часто бывает, это величественное готическое здание в серо-нагнетающих тонах стоит среди обычных двухэтажных домиков; рядом уже привычное мутно-болотное полотно, что рассеивает впечатления от этого угрожающего замка. Удивительные эркеры и многочисленные башенки, узкие вытянутые окна — всё это отсылает нас к Средневековым поэмам о рыцарях, дамах сердца, военных походах. Не хватает лишь холма и рва с водой, чтобы это здание стало идеальной площадкой для съёмок фильмов ужасов.
Готика в России код
Основная статья: Русская псевдоготика
Главный зал Владычной палаты.
Уникальный пример готических построек на территории Руси — Грановитая палата 1433 года и, вероятно, звонница Софийского собора (1439) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Звонница неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв.
В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна.
Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля, построенного по проекту итальянских архитекторов.
Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В Санкт-Петербурге (Московский район) по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).
Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова; после его отстранения — по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления — классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в —1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в —1911 годах. Собственный дом архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896 г.) — яркий пример неоготики. Дом украшен островерхими башенками и витражами (сохранились).
Бранденбургские ворота в Калининграде, неоготика
Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется в Поволжье и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (—) и др.
Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Кирхи Калининградской области), но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининграде отреставрирован фактически «с нуля» средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).
Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге: Дом купеческой гильдии Святого Духа, Усадьба бюргера, Гильдейский дом, дом горожанина, здание банка на Рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в Старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый Выборгский замок, заложенный шведами в 1293 году. Неоготический кафедральный собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Идея постройки собора заново, по старым чертежам, поддержки не получила. В городе Приморске сохранилось здание лютеранской церкви Марии Магдалины (начало XX в.).
Водонапорная башня в городе Инте Республики Коми была построена в готическом стиле (1955 год). Архитектором был шведский политзаключенный Артур Тамвелиус.
Список источников
- crossmoda.narod.ru
- mymansion.ru
- ru.wikibedia.ru
- wikiredia.ru
- www.worldarthistory.com
- uclg.ru
На перекрестках оживленных дорог
Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. К тому времени понтификат сосредоточил в своих руках неимоверные богатства, часть которых шла на строительство храмов и монастырей. В этот же период необычайно возросло число пилигримов, поэтому старые романские базилики, расположенные на самых многолюдных путях, уже не могли вместить всех паломников. По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Приблизительно после 1000 года в короткий срок были отстроены десятки базилик, особенно в Италии и Франции. Европейские народы соперничали друг с другом, стараясь превзойти убранством и размерами своих храмов.
Впрочем, первые романские церкви не отличались изяществом, они были относительно невысокими и массивными. Окна были небольшими, стены — толстыми, поскольку храм в первую очередь рассматривался в качестве места убежища как духовного, так и физического (во время осад). Кладка стен доходила до 3, а порой и до 5 метров в толщину.
В оформлении церковного фасада редко применялся декор, внешнее убранство было очень скромным, с немногочисленными скульптурными элементами
Все внимание сосредотачивалось на декоре внутреннем. Интерьер в большом количестве украшался фресками (росписями по сырой штукатурке), рельефами и скульптурами, унаследованными от античного мира
Эта традиция активно развивалась и в Средние века, став одной из характерных черт романского стиля.
Готический стиль в архитектуре
Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».
Происхождение термина
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.
Архитектура
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний(пламенеющая готика). Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу. А поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль. С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
Мебель
Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью. Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространенных приемов изготовления мебели была рамочно-филеночная вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке – ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.