Барельеф на стене
Содержание:
Технология создания барельефа — вариант 1
Первый вариант создания объемного изображения — изготовление объемных плит с последующим креплением на стену.
Весь процесс создания барельефа своими руками мы постарались укомплектовать в как можно более простую, но в то же время, подробную инструкцию. Вам осталось лишь поэтапно следовать нижеописанным шагам.
1. Из фанерных реек, собирается форма, в которую далее будет заливаться раствор для основы. Форму можно создать из любых материалов, высота стенок должна быть не более 3-4 см. Если у вас небольшое изображение, то в качестве формы можно взять и коробку из под конфет, главное чтобы для изображения хватило площади формы.
2. Форма застилается полиэтиленовой пленкой. Тщательно следите за тем, чтобы на этой пленке было минимум складок. Чаще всего, раствор готовят на основе гипса или штукатурки, но иногда мастера добавляют в эту смесь клей ПВА. Используя дрель с насадкой или строительный миксер, необходимо размешать смесь до получения консистенции жидкой сметаны. Раствор заливают в форму и оставляют сохнуть на 10-12 часов.
3. Далее, с помощью карандаша следует нарисовать планируемое изображение на большом холсте бумаги. Если изображение слишком большое, его можно составить из нескольких частей. Не стоит сразу же пытаться нарисовать сложные формы, если у вас нет художественных навыков. Лучше начать с простых силуэтов и по мере рисования пытаться добавлять детали. Также, можно напечатать понравившийся вам рисунок с помощью принтера.
4. Теперь берем прозрачную пленку, накладываем на рисунок и переносим на нее изображение. Будьте аккуратными, чтобы не порвать материал под давлением ручки или карандаша.
5. На подготовленную ранее плиту необходимо нанести слой шпаклевки и разровнять. Затем подождать 15-20 минут, пока он немного затвердеет и можно приступать к обрисовке рельефа. Приложите трафарет из пленки на слой шпаклевки и еще раз обведите все контуры и детали твердым карандашом. Таким образом вы получите детальное рельефное изображение уже на поверхности шпатлевки.
6. Этот этап самый трудозатратный, так как именно сейчас проделывается работа по созданию объема. Слой за слоем наносится шпаклевка и обрезается различными мастерками. Так же, после нанесения каждого слоя, их нужно обработать шкуркой. После того, как вы полностью сформируете объемный рисунок, плиту можно перенести на стену.
7. Прежде чем приступить к установке барельефа на стену, ее необходимо подготовить. Для этого ее нужно очистить от старой отделки, а имеющиеся неровности исправить шпаклевкой, тщательно выровняв поверхность. На месте будущей плиты нужно выбить «гнездо» под нее. Глубина и размеры гнезда должны соответствовать толщине и размерам плиты. Вся поверхность обрабатывается грунтовкой, теперь ее нужно оставить просохнуть.
8. Финальным этапом является установка плиты с барельефным рисунком в «гнездо». Для этого на стену и на плиту наносится клей «жидкие гвозди» или «дракон» (но лучше подбирать специальный клей для гипса), плита вставляется в стену, а промежутки между плитой и стенами заделываются шпаклевкой. В конце, с помощью все той же шпаклевки, исправляются дефекты поверхности, если необходимо, барельеф на стене раскрашивается водоэмульсионными или акриловыми красками.
Таким образом можно создавать различные объемные узоры и картины.
Художественная гипсовая лепка в квартире своими руками: пошаговое руководство
Первые шаги по созданию барельефа лучше начинать с использованием простых инструментов и материалов.
Инструменты
Перечень необходимых инструментов для создания барельефа своими руками:
- картон, если планируется самостоятельно вырезать трафарет либо трафарет в готовом виде;
- наждачная бумага для затирки;
- малярная лента;
- нож, шпатель и штукатурный или скульптурный стек;
- кисточка;
- пульверизатор с чистой отфильтрованной водой;
- фломастер на масле, если планируется выделить контуры цветом;
- скребок;
- хозяйственные перчатки.
Рельефные узоры получатся особенно четкими, если использовать для их создания специальную форму.
Материалы
В качестве материалов лучше использовать шпатлевку. Главное условие – она должна быть гипсовой, иначе созданная фигура легко разрушится. Такую шпатлевку можно купить в готовом виде либо смешать самостоятельно.
Список материалов для барельефа:
- гипсовая шпатлевка в объеме около 3 кг;
- грунтовка аналогичного веса;
- акриловая краска;
Полиуретановая лепнина высокопрочная, по фактуре она напоминает гипс. Материал выдерживает перепады температуры, влажность, небольшие механические повреждения. Поверхность фигуры окрашивается в любые оттенки, на нем легко создавать эффект под старину.
Заготовки для будущей лепки из гипса
Очень важна подготовка поверхности под нанесение объемных форм. Поверхность должна быть ровной, иначе рисунок исказится, а его сцепление с поверхностью будет не надежным.
При сооружении модели используются специальные формы.
Приготовление раствора из гипса или штукатурки
Наиболее подходящим штукатурным составом являются продукты линейки от «Knauf», например, «Rotband Knauf». Эту готовую к нанесению на стену смесь нужно разбавить водой строго в соответствии с условиями по ее эксплуатации, указанными на упаковке производителем.
Допускается использование других штукатурных смесей. Главное условие – материал должен быть качественным от проверенного производителя, пластичным, а его структура – без образования комков.
Когда необходимо применять проволоку
Для тонких и изогнутых линий необходимо использовать проволоку. Она придаст прочности хрупким элементам, создаст своего рода каркас для утонченных деталей, предохраняя их от деформации.
Как выкладывать рельефный рисунок на стену
Заготовленный трафарет необходимо зафиксировать на стене малярным скотчем. Для этого нужно приложить его к поверхности и плотно прижать, оставляя отверстия свободными. В эти отверстия закладывается смесь.
Крепление и высыхание
Через некоторое время смесь начнет затвердевать. В это момент семь схватывается со стеной.
Дальнейший процесс моделирования барельефа на стене:
- трафарет нужно аккуратно удалить;
- штукатурным стеком необходимо заполнить пустоты;
- сбрызнуть элементы водой;
- отмоделировать каждый изгиб рисунка кисточкой;
Оставить до полного высыхания, после чего затереть скребком.
Тонирование
Перед тонированием необходимо выполнить шлифование модели. Для этого необходимо взять мелкую наждачную бумаги и потереть равномерно по выпуклым и вогнутым местам по всей поверхности фигуры круговыми движениями.
Далее кисточкой необходимо удалить гипсовую пыль, тщательно вычищая ее из узких вогнутых мест. После чего, фигуру покрывают тонким слоем грунтовки, например, специальным лаком-грунтовкой для защиты от разрушающего воздействия солнечных лучей или налипания пыли. Если предусмотрено окрашивание стен – далее нанести краску в два слоя, давая просохнуть каждому.
Виды и сферы их применения
На сегодняшний день существует несколько видов гипса, и далеко не все они пригодны для создания статуэток и скульптур. Так, строительный материал используется для ремонтных и отделочных работ в помещении. Из него тоже можно делать статуэтки, но они будут менее прочными и подверженными влиянию влаги. Высокопрочный вариант применяют как в строительстве, так и в медицине, полимерный – для создания гипсовых повязок. В творчестве же в основном используют скульптурный (формовочный), акриловый и полиуретановый виды гипса.
Гипсовые скульптуры, установленные в доме или квартире, сразу говорят о том, что владелец помещения имеет хороший вкус. В основном в домах используются бюсты, и они бывают нескольких видов.
Станковые. Это классические бюсты, изображающие разных людей, необязательно известных. Например, весьма популярны модели в виде греческих богинь, маленьких девочек, стройных юных девушек. Есть и мужские варианты бюстов, и здесь тоже наиболее востребованными становятся греческие решения. Размеры бюста могут соответствовать реальным размерам человека или же быть уменьшенными.
Отдельно нужно отметить и такой вид бюстов, как монументальные. Такие бюсты изображают знаменитых людей прошлого: великих поэтов, правителей, ученых. Нередко подобные решения являются частью большой архитектурной композиции. Сами модели тоже увеличены в масштабе. Монументальными бюстами нередко украшают галереи, музеи, выставки современного и античного искусства, дворцы и замки.
Помимо бюстов, в интерьере квартиры довольно часто используются статуэтки. Красиво смотрятся животные, фантастические создания, ангелочки, изображения различных богов разных культур. В большом доме, оформленном в классическом стиле, можно установить полноразмерную статую. Наиболее часто владельцы выбирают следующие варианты:
- девушки с фруктами, кувшином;
- животные, отличающиеся силой – львы, тигры;
- фантастические существа – химеры, мантикоры, колоссы;
- греческие герои и боги;
- ангелы.
Гипсовые статуэтки нашли свое применение не только внутри помещения, но и на придомовой территории. Например, большой популярностью пользуются садовые гномы. Такие изделия имеют яркую окраску и привлекательный дизайн. Помимо этого, в саду нередко располагают гипсовые статуэтки, изображающие:
- грибы;
- лягушек;
- лебедей и других птиц;
- зайцев и кроликов;
- собак.
Очень популярны и герои русских сказок: Красная Шапочка, Серый Волк, Колобок и другие.
Виды барельефов
Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.
Виды барельефов
В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:
Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»
Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.
Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.
Техники барельефа
Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:
- Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
- Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
- Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
- Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.
По месту или на листе?
Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.
Рельефные панно
Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.
Использование материала
Барельефные композиции хорошо будут сочетаться на камне, в ковке, вместе с деревом и другими природными материалами. Их часто используют в отделке каминов. Если в прихожей есть часы, то вокруг можно сделать лепку. В маленьких помещениях не стоит делать большие панно.
Выбирайте панно в соответствии с размерами комнаты
СоветВнимание гостей привлечет барельеф с подсветкой. Если помещение в классическом стиле, то с помощью лепнины можно заполнить проем арки, свободное пространство между дверным проемом и потолком.. Его можно использовать на кухне
Это могут быть литые части декора в виде полочек, это выдумки для посуды, сделанные под старину. Можно сделать окна, которые выходят в другой мир, пространство. Лепнину можно использовать в обеденной зоне, или на кухонном фартуке
Его можно использовать на кухне. Это могут быть литые части декора в виде полочек, это выдумки для посуды, сделанные под старину. Можно сделать окна, которые выходят в другой мир, пространство. Лепнину можно использовать в обеденной зоне, или на кухонном фартуке.
Если в гостиной посредине стены плазма, то вокруг нее можно сделать такой рельефный декор. Его также можно использовать в спальне, особенно, если там есть кованые предметы, элементы. Можно поместить большое панно над изголовьем кровати.
Размещение над изголовьем кровати
С помощью барельефа можно спрятать неровности на стене, и превратить из недостатков элементы декора. Также, за лепкой можно спрятать инженерные коммуникации. На голой стене можно создать цельную картину, пейзаж, который будет перетекать в красивую декоративную штукатурку.
Это будет Вам интересно: ОБЗОР: Варианты панно из плитки для ванной комнаты: 185+ (Фото) Вариантов на стену
Как сделать цветы из гофрированной бумаги своими руками. ТОП-6 простых мастер-классов + 125 ФОТО
Что это такое?
В архитектуре барельеф – это вид скульптуры, который представляет собой выпуклое изображение. Однако при этом необходимо учесть тот факт, что данное изображение не может выступать из плоскости своего фона больше, чем на 50% (от общего объема). Часто барельеф также называют лепкой или декоративной штукатуркой. Если анализировать историю возникновения барельефа, то необходимо сказать, что первыми скульптурами данного типа можно считать наскальную живопись первобытного человека. В древности такую технику использовали многие народы, а именно: египтяне, жители Месопотамии, Индии и другие. Благодаря развитию и распространению барельефов современные историки могут с достаточной точностью восстановить события. Особой популярностью барельефные формы пользовались на древних территориях таких государств, как Греция и Рим. На тот момент ими украшали храмы.
Несколько советов
Прежде чем приклеивать элементы к стене, лучше разложить их на полу и посмотреть, что получилось. Так не придется несколько раз снимать и клеить фрагменты, и стена не будет испачкана лишним слоем клея.
Античные фигуры в изображении смотрятся только в рамке. Для этого картинная рама закрепляется на стене, а ее внутреннее пространство выравнивается шпаклевкой. Затем прикрепляется пьедестал, на него клеится статуэтка, все углы и щели зашпаклевываются. Добавляются остальные элементы декора, и полностью вся картина покрывается краской в несколько слоев.
Барельеф из шпаклевки делается очень просто. Изображения на стене наращивается постепенно, слоями. А чтобы не было трещин в рисунке, в шпаклевку нужно добавить клей ПВА. На 0.5 кг шпаклевки – 1 ст. л. клея и 100 гр. воды.
Барельеф с пейзажем
Такой декор чувствителен к влаге, пыли и табачному дыму. Свежий барельеф нужно тщательно от этого оберегать. Слой лака обновляется в зависимости от количества пыли и света, попадающего на изображение. Протирать барельеф нужно сухой или чуть влажной тряпочкой. Хорошо подходят мягкие метелки. Со временем зазоры и трещины все равно становятся видны. Достаточно периодически замазывать и подкрашивать обнаружившиеся дефекты.
Третий этап
Если Вы работаете с барельефами впервые, то в качестве раствора лучше всего использовать гипс и гипсовую штукатурку. Приготовьте раствор из материала согласно инструкции, описанной на упаковке. В случае, когда рельефный элемент предполагается быть достаточно высоким, необходимо армировать застывающий раствор. Для этого вставьте на дно формы несколько жгутиков из проволоки.
Пошаговое руководство выполнения этюда «виноградная лоза»
Рассмотрим, как сформировать барельеф на стене своими руками на примере производства изображения виноградной лозы с гроздью, фигурными листками. Работа выполняется методом исполнения различных частей из алебастровой смеси с последующим их закреплением на стене. В формы отливаются ягоды и листочки, витиеватый стебель и усики прорисовывают вручную. При производстве крупных тяжелых частей используют для армирования и облегчения крепления на стене остов из проволоки.
-
Первый этап создания объемного барельефа своими руками на стене – выполнение композиции в полный размер и перенос очертаний на место будущей картины. Набросок переносят путем прорисовки по пленке (выполняют маркером). На подготовленную стену наносят основу тонким слоем. Полиэтиленовое полотно располагают в необходимом пространстве и закрепляют, контуры зарисовки обводят. Образец удаляют, а очертание остается на поверхности. Контуры также переносятся на сухую плоскость. В этом случае после закрепления пленки сверху край ее поднимается, и линии прорисовываются обычным грифельным карандашом.
В первую очередь нужно нарисовать эскиз рисунка
-
Второй пункт исполнения барельефа – изготовление формы для листочков и виноградных ягод. Рассмотрим исполнение матрицы из герметика с наполнителем (тальк/крахмал). На доску насыпают наполнитель и замешивают с герметиком как обычное тесто. Предмет соответствующей фигуры (овал или шар) и размера вдавливают в полученный материал. После застывания силикона образец извлекают. Получается матрица для формирования ягод. Для листков можно воспользоваться фабричной силиконовой/полиуретановой матрицей, или изготовить шаблон самостоятельно указанным выше способом. Образец формы листочков для барельефа лепят из пластилина или соленого теста.
Для листьев и ягод можно изготовить формы
-
Третий момент – размешивание состава и отливка отдельных гипсовых элементов. Для заливки в формы делается раствор из одной части воды и двух частей гипса. Вода берется комнатной температуры. Других ингредиентов (песок, штукатурка, пр.) при замесе состава из алебастра для барельефа не используют. Сухой гипсовый порошок постепенно добавляют в воду при постоянном умеренном помешивании (для избегания образования комочков). Интенсивно мешать раствор не рекомендуется. Смесь обогатится кислородом, и деталь получится с воздушными пузырьками. Изделия извлекаются после окончательного застывания гипса.
С помощью отливных форм можно сделать очень красивый рисунок
-
Четвертый этап – подготовка плоскости и приклеивание раздельных элементов на барельеф. Плоскость покрывается сатенгипсом или акриловой шпаклевкой, затем армируется выбранным способом. Ягоды и листочки крепятся приклеиванием (вдавливанием) готовых деталей в указанных на эскизе точках. Для крепления тяжелых элементов используется проволока (сталь) диаметром 2-3 мм.
-
Пятый шаг – выполнение стебля и усиков. Выполняется на барельефе шприцем для украшения тортов. Особо тонкие линии исполняются медицинским шприцем без иглы.
Листья и ягоды можно сделать шприцем для тортов или обычным
-
Последний пункт – финишная отделка барельефа. Окрашивание выполняется специализированными красками для лепнины (тонкие полутона получают растушевкой). Яркие акценты в барельефе выполняют акриловыми красками. Затем производится покрыв картины ранее указанным способом.
Птичка, бабочка на стене у грозди или листа разнообразит и украсит этюд, придаст ему индивидуальности и особого шарма. Если миниатюра производится из отдельных частей, все точки соединения аккуратно заделываются, сглаживаются и зашлифовываются для получения эффекта единого полотна.
В конце рисунок нужно обработать защитными средствами
Инструмент
Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.
Инструменты для изготовления барельефов из гипса
Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.
Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.
Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.
Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.
Работа с инструментом и уход за ним
Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.