Эпоха ренессанса в каждом доме: что такое мозаика, популярные виды и происхождение

Из чего сделана эта чудесная мозаика

Всё же XXI век по технологиям ушёл от античности и средних веков в дальние дали, но что-то осталось традиционным. Так какие бывают мозаики по материалу изготовления?

Стеклянная и смальтовая

Венецианское стекло по мозаичным запросам стоит на первом месте. Его внешние качества и физические характеристики превосходны.

Венецианское стекло очень красиво, обладает такими качествами, как долговечность, водостойкость, жаро- и морозостойкость, ударопрочность

У стекла сплошная структура, что исключает тлетворное влияние всяческих микроорганизмов и бактерий, эту мозаику спокойно используют для оформления бассейнов и фонтанов.

Цветовая палитра чрезвычайно богата оттенками, которые получаются благодаря бору, кадмию, селену, авантюрину, перламутру и другим составляющим.

Такой стеклянной мозаикой можно отделать что угодно

Смальта относится к разновидности стеклянной мозаики. В составе материала находятся соли калия и некоторые натуральные соединения, определяющие цвет изделия.

Чтобы получить смальту, прессуют крохотные частички окрашенного стекла, добавляя в процессе оксиды и спекая всё при 700-800ºC в течение 24 часов

Получившийся материал очень стоек к воздействиям физического и химического характера.

Вроде бы и материал непрозрачный, а изнутри разливается загадочный свет

Современный способ изготовления дарует мастерам около 10000 оттенков смальты, поэтому даже поверхность, выложенная в одном цвете, смотрится удивительно разной.

На ощупь смальта приятная, гладкая, а любая грязь с неё удаляется очень легко. Это та самая мозаика, которую можно выложить внутри и снаружи строения.

Керамическая и металлическая

Чипсы керамической мозаики сходны с четырёхугольной плиткой, отличаясь меньшим размером. Производители позаботились о богатстве цвета и декоративных эффектах, вроде глазурования или кракелюра, разводов или имитации неровностей.

Если стеклянная поверхность даже издали смотрится гладко, то керамическая более рельефна

По прочности керамика превосходит стекло, но неглазурованный материал очень пористый, что приводит к разным проблемам. Более дорогой вариант малопористый, называемый монопрессокоттура.

Керамикой облицовывают любые поверхности: бассейны, фасады домов, стены, ванные, кухни

Металлической мозаики в прежние времена не было, это новаторство появилось не так давно. Внешне это штампованные металлические колпачки с высотой в 4 мм. В качестве материала берут полумиллиметровый лист нержавеющей стали. Вспомогательным материалом в комплекте идёт запатентованная резиновая подложка, отвечающая за степень жёсткости.

Форма модулей, фактура и их цвет разнообразны

Внешне это могут быть полированные, матовые, поверхности с насечкой, со слоем латуни или бронзы.

Стоимость одного квадратного метра высока, примерно 250-350 долларов, но включить такое украшение как элемент выходит недорого и стильно.

Есть и другие металлические мозаики из золота и платины с ценой в 3300 евро за 1 м².

Из натурального и искусственного камня

И недорогой туф, и редчайшие мраморные породы: оникс, яшма — практически из любого камня производители могут сделать мозаику.

По цвету это что-то уникальное и неповторимое. Структуры буквально говорящие

Камень оставляют неполированным, полируют, состаривают, а сами чипсы могут быть любой формы. Снаружи используют элементы размером 50×50 мм², внутренняя облицовка включает в себя малые размеры чипсов.

Камень смотрится благородно и основательно

Как натуральный, так и агломерированный мрамор являются мягкими материалами, потому при уходе за ними исключают абразивы, жёсткие мочалки — они попросту испортят изделие, оставив на нём царапины. Также на такие панно нельзя проливать жидкости, содержащие кислоты, то есть вино, соки, уксус. Кварцевые агломераты не столь требовательны.

Прочие виды

Спасибо современным технологиям, позволившим делать комбинации из разной мозаики: комбинируют стекло, керамику, металлические вставки, натуральные камни.

Такие миксы очень оригинальны и уникальны. Ими облицовывают любые помещения

Из дерева тоже делают мозаичные элементы, в основе которых находится бамбук.

Это стильный и уютный вариант облицовки: прочный и качественный

Пиленные морские ракушки являют собой перламутр, превращающийся в чудесное мозаичное панно.

Это переливающаяся и сверкающая поверхность, от  которой глаз не оторвать

Этот тип материала тоже можно комбинировать с другими.

Лазарев В. Н.

Предисловие

Если русская иконопись сравнительно хорошо известна широкой публике, поскольку она получила освещение в ряде специальных изданий, то того же нельзя сказать о древнерусской монументальной живописи. Ее памятники начали систематически публиковаться лишь за последнее время, и до сих пор отсутствует сводный труд на эту тему. Между тем древнерусские мозаики и фрески весьма примечательны. Они привлекают своей монументальностью, свежестью и непосредственностью выражения, лаконизмом художественных приемов. Обнаруживая органическую преемственную связь с византийским искусством, древнерусские мозаики и фрески отмечены в то же время печатью национального своеобразия. Это и дает основание отводить им в рамках средневековой художественной культуры особое место. Само собой разумеется, что в этой книге воспроизведены лишь те мозаики и фрески, которые либо никогда не были записаны, либо освобождены полностью от позднейших записей. Огромные успехи реставрационного дела после 1917 года раскрыли перед нами совсем новые аспекты средневековой живописи. Если ее памятники и не обрели целиком свой первоначальный вид (этому, как правило, препятствует изменение цвета), то, во всяком случае, они являются теперь истинными, а не фальсифицированными произведениями искусства. Исследователи XIX века лишены были возможности оперировать таким подлинным материалом, поскольку они имели в основном дело с памятниками, искаженными записями и неумелыми реставрациями. К тому же они подходили к этим памятникам не с художественными критериями, а интересовались преимущественно их иконографией. Для нас теперь средневековое искусство приобрело совсем иное значение. Оно во многом перекликается с творческими исканиями современных художников и на наших глазах завоевало себе место в ряду великих эстетических ценностей прошлого. При этом становится все более очевидным, что в рамках средневековой культуры существовало множество местных школ, каждая из которых вносила свою индивидуальную лепту в общую сокровищницу искусства. Древняя Русь не составляла в этом отношении исключения. На ее почве также сложились свои местные школы, среди которых самыми крупными были киевская, владимиро-суздальская, новгородская, псковская и московская. И у нас есть теперь возможность связать с этими школами произведения не только станковой, но и монументальной живописи. Это позволяет дать художественный процесс в той дифференцированной форме, которая более или менее соответствует реальному ходу развития.

К великому сожалению, многие памятники древнерусской монументальной живописи были уничтожены во время второй мировой войны. Особенно не повезло Новгороду, около которого проходила линия фронта. В результате ожесточенных боев погибли фрески Нередицы, Волотова, Сковородского монастыря, Ковалевской церкви. К счастью, они были своевременно

сфотографированы, что позволило включить в настоящую работу эти уникальные снимки, без которых было бы бесконечно обеднено наше представление не только о древнерусской монументальной живописи, но и обо всем древнерусском искусстве.

Чтобы избежать повторений в библиографии, я придерживался следующих принципов: в примечаниях к вступительному тексту даются ссылки только на те статьи и книги, в которых идет речь о росписях, в настоящей работе не публикуемых, а лишь упоминаемых; литература, относящаяся к публикуемым росписям, вынесена в библиографию, где она разбита в интересах читателя на группы в соответствии с изучаемыми росписями; наконец, в пояснениях к таблицам упоминаются только специальные работы, либо позволяющие уточнить ряд частных проблем, либо являющиеся предметом полемики.

В заключение мне хочется принести благодарность всем тем лицам, которые помогли сделать эту книгу. Она не могла бы быть написана без дружеских советов реставраторов Г. С. Батхеля, Л. Н. Калениченко, Е. С. Мамалата, О. Ф. Плющ, В. В. Филатова и таких знатоков древнерусской живописи, как Ю. Н. Дмитриев и Н. Е. Мнева. Ряд ценных сведений о новых реставрационных открытиях я получил от Л. В. Бетина и Г. И. Вздорнова. Очень многим обязан я и фотографам. Не жалея времени, в труднейших условиях сумели они добиться хороших снимков. Многие из последних принадлежат покойному А. В. Лядову, замечательному русскому самородку, другие были выполнены Л. И. Кумоком и В. В. Робиновым. Вспоминая о нашей совместной работе, когда нередко приходилось делать снимки под высокими куполами и сводами, балансируя при этом на легких раскачивающихся лесах, мне хочется выразить им глубокую признательность за проявленные ими бесстрашие и настойчивость.

Сталевары и человек с молнией в Кирове

Октябрьский проспект, 97

1 / 3
Пешком по Вятке / Fair use

2 / 3
Amazon.com, Inc.

3 / 3

Фасад здания Кировского авиационного техникума с сохранившейся мозаикой КОГПОБУ «Кировский авиационный техникум»

На мозаике, созданной художником-монументалистом Виталием Удовым в 1960-е, изображены опоры ЛЭП, рабочие-сталевары, человек с молнией в руке, серп и молот. Местные газеты писали, что «монументальная роспись», украшавшая Кировский авиационный техникум, «вошла накрепко в городской пейзаж, стала неотъемлемой его частью»  «Кировская правда» за 9 марта 1965 года.. В городе шли долгие дискуссии о том, сохранять ли мозаику. В итоге здание решили наглухо закрыть вентиляционным фасадом. 

Панно с историей ушедшей цивилизации в Тольятти

Юбилейная, 42

1 / 5
TripAdvisor.ru

2 / 5
Петиция о спасении панно «Радость труда» на Change.org

3 / 5
TripAdvisor.ru

4 / 5
TripAdvisor.ru

5 / 5
TripAdvisor.ru

Тольятти строился с нуля, и грандиозное панно «Радость труда» площадью 530 квадратных метров на стеле в центре города рассказывает историю ушед­шей цивилизации, в эпоху которой строился комплекс ВАЗ. Мозаика конспек­тивно пересказывает основные вехи советской истории — от Октябрь­ской революции до полета Гагарина в космос и возведения завода. Стелу делали четыре года — с 1977-го по 1981-й. Отдельные элементы доставляли с заводов Ростова, Лисичанска и из других городов, поэтому в народе дорогой памятник прозвали «золотым брусом». Отливали и собирали в Москве. Автором был Юрий Королев, в 1980–1992 годах директор Третья­ков­ской галереи и действительный член Академии художеств. Сейчас мозаика осыпается, и с 2015 года идет борьба за ее реставрацию.

Мозаика по мотивам Брэдбери в Петербурге

Тихорецкий проспект, 4

2gis.ru / Foursquare / Fair use

Редкий случай, когда мозаика появляется в эпоху перестройки, в 1987 году, и уж совсем неожиданно, что в творчестве автора явно просматриваются мотивы произведений Рэя Брэдбери. Художнику Владимиру Лащинину пору­чили придумать панно для одного из корпусов Института цитологии РАН. В композиционном смысле мозаика безупречна: здесь и рыбы, и ласточки, и ракушки, и разрываемая клетка, обрамленная растительными мотивами. Мозаика находится в хорошем состоянии, и в последние годы на нее никто не покушался.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Язык дня

НорвежскийКлип дня

Орен Лави и визуализация сна Моностих дня

Иван Ахметьев

Архив

История происхождения: как развивалось искусство мозаики

Вряд ли найдётся тот, кто стопроцентно пояснит происхождение слова, но то, что оно связывается с красотой укладки на поверхностях очевидно.

Самые древние мозаичные панно была найдены в культурных слоях, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры

В храмах Двуречья были обнаружены замысловатые орнаменты, основой которых были глиняные кружочки.

Известная историкам мозаичная картина называется «штандартом из Ура».

Эту картину о войне и мире  выложили древние мастера. В работе они применяли раковины, красный известняк, перламутр и ляпис-лазурь

Античные времена можно даже охарактеризовать, как мозаичные, настолько велико разошлось это искусства по древним городам. Почему? Во-первых, красиво и прочно, а во-вторых, эта работа была совсем недорогой, в сравнении с обработкой монолитов.

Древние мастера быстро поняли свою выгоду: мозаика собиралась быстро, а её обработка не была сложной. Результат всегда поражал красотой, что оценивалось владельцами строения.

Первым материалом послужила необработанная речная и морская галька, которую укладывали в технике «opus barbaricum». В целом, изображение было неярким, не особенно выразительным, угадывались фигуры животных, человеческие образы.

Распространение получили мифологические сюжеты

С течением времени осваивали всё более тонкую шлифовку камня, научились его тессировать

Техника изменилась, «opus tesselatum» получалась в результате набора фрагментов. Исходным элементом был камешек формы куба, tessera.

Камни отходили в прошлое, рисунки совершенствовались, швы становились всё тоньше и тоньше, поверхность стала шлифоваться. Всё это происходило в эпоху эллинизма, когда своё активное развитие начали технологии выделки стекла. Стали использовать цветную смальту, что сделало выложенные рисунки очень реалистичными. Техника той укладки называлась «opus vermiculatum».

Набор в новой технике оставался прежним, а вот сами мозаичные элементы уменьшились, палитра обогатилась. Мозаика стала дорогим удовольствием, что объясняет среднестатистический размер полотна в 1-2 м².

В III же веке до нашей эры родилась техника «opus sectile», являющаяся прямым предком флорентийской мозаики.

Изделия выполнялись из смальты, тематика  была широкой, от жанровых древнеримских до библейских сюжетов

Византийские мастера стали использовать золотую смальту. Набор позволял сделать уникальное изображение с эффектом движения и дыхания.

Стеклянная мозаика

Самый распространенный материал для производства мозаики сегодня — венецианское стекло. Оно долговечно, водостойко, жаростойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Мало того, оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло добавляют самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрин и перламутра.

Самая распространенная форма наборных элементов (их называют также модулями, чипсами, тессерами) — квадратная. Чем они мельче, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка.

Стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий.

Архитектурная мозаика. История возникновения

Оформление мозаикой архитектурных зданий и сооружений в большей или меньшей степени свойственно каждой культуре и эпохе человечества. Однако наиболее значимыми образцами творчества принято считать мозаичное оформление предметов архитектуры мастерами Древней Греции, Древнего Рима и Византии.

Самыми популярными техниками в то время стали:

Флорентийская мозаика (работы из камня).

Мастера-мозаисты из Флоренции отдали предпочтение использованию естественного рисунка камня для создания своих мозаичных шедевров.

Этот способ считается наиболее сложным. Он предполагает самым тщательным образом подбирать наиболее подходящие оттенки камня, что в сочетании с идеальным соединением швов дает удивительные результаты.

В конце 16-го века флорентийская мозаичная техника уже полностью сформировалась и дошла до наших дней практически неизмененной. В качестве материала выступали такие камни:

  • тигровый глаз;
  • малахит;
  • агат;
  • авантюрин.

Драгоценными и полудрагоценными камнями украшали мебельные фасады, столешницы, камины, двери, шкатулки. На картинах обычно изображали цветочный орнамент, фигуры людей, птиц и животных, пейзажи и всевозможные сюжеты из библии.

Римская мозаика (работы из смальты).

Римляне использовали цветное стекло — смальту, иногда — мрамор. Обычно предметами декоративного оформления мозаикой служили стены и пол.

Мозаичные картины были очень сложными и разнообразными. Наиболее распространенными сюжетами были: исторические события, изображения цветов, птиц и животных, мифологические сюжеты. Кроме интерьеров, украшали также фонтаны, колонны, и даже известен факт мозаичного оформления корабля.

Византийская мозаика (работы из камня и смальты).

Произведения в византийском стиле отличаются использованием золотого фона, обрамленного контуром деталей картины. Темой мозаики мастеров Византии служили библейские сюжеты. Примерами мозаики того периода являются: Мавзолей Галлы Плацидии (Равенна), Капелла Палатина (Палермо) и другие.

Византийская мозаика отличалась большей изящностью, так как модули в ней применялись меньшего размера. Мастера создавали все новые оттенки, улучшали качество материала.

По сравнению с натуральным камнем, смальта вышла на первый план, в первую очередь, из-за более низкой стоимости. Со временем мозаичное оформление домов стало доступным и обычным горожанам.

Именно отсюда, из Византии, смальта как материал для создания мозаичных картин распространилась по всей территории Европы.

Сегодня тысячелетняя традиция вновь оживает, о чем свидетельствует явно возросший спрос на мозаичное декорирование. Любой желающий может ознакомиться с тем, как создается современная мозаика, видеосюжетов об этом существует немало. Остается надеяться, что современные мастера сумеют сохранить пройденную через целые тысячелетия красоту этого удивительного искусства.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Материалы

В качестве мозаичных материалов используются традиционные — природный камень, смальта, керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом. Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего — интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец — художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров — по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл — для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит — для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.

Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.

Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.

Какими способами можно уложить мозаику

Наборов мозаики два: прямой и обратный. Если чипсы вдавливают в нанесённый по поверхности грунт, способ набора прямой. В качестве грунта используют мастику, цемент, известку, воск. А если элементы наклеивают лицевой стороной на специальную поверхность вроде монтажной сетки с рисунком, а тыльную сторону заливают закрепителем, то способ обратный. Затем, сетку убирают. Швы затирают затирками, лицевую сторону полируют.

С мозаиками работают люди, обладающие определёнными навыками в этой области. Но попробовать украсить свой дом может каждый, по крайней мере, с фоновым рисунком любому справиться вполне по силам. Для работы просто берут не отдельные чипсы, а гибкие мозаичные листы удобного размера.

Мозаичное полотно укладывают четырьмя способами:

  1. Паркетри: в работе используются кусочки правильной геометрической формы.
  2. Интарсия: изображение создаётся тщательнейшим подгоном элементов, их склеиванием, вырезанием контура, шлифовкой и полировкой.
  3. Инкрустация: пластины врезают в поверхности.
  4. Блочная мозаика: орнамент или рисунок составляют из готовых блоков.

Теперь обсудим формы и размеры элементов.

С чего все началось

Наиболее ранними образцами использования мозаики в качестве декора являются образцы 4-го тысячелетия до нашей эры.

Жители Месопотамии украшали фасады своих жилищ клиньями, которые они делали из глины, а их цветные верхушки создавали эффект бисерного орнамента. Подобное внешнее декорирование стен и принято считать первыми образцами мозаики в интерьере, фото которых, к сожалению, увидеть невозможно.

В древних храмах Двуречья применяли майоликовую мозаику. В 3-ем тысячелетии до нашей эры появилась мозаика, на которой был изображен орнамент из разноцветных кружков.

А со временем декорирование зданий подобным орнаментом распространилось и по всему миру. Разные народы, усвоившие этот вид декоративно-прикладного искусства, привносили в его развитие что-то свое.

В период завоеваний Нового царства строили и декорировали мозаичными картинами дворцы, храмы и гробницы. В ходе военных действий такую необыкновенную красоту получили азиатские страны, Ливия и Намибия.

Настоящим шедевром является трон, найденный при раскопках гробницы Тутанхамона, рисунок на котором выложен из множества драгоценных камней.

Цивилизация Древнего Египта увеличила сферу применения мозаичных картин. Всевозможные узоры из полудрагоценных и драгоценных камней служили украшением костюмов фараонов, бытовых предметов и мебели. Затем камни дополнились особыми породами дерева и слоновой костью.

Материальных подтверждений того, что в доколумбовой Америке также присутствовала мозаика, сохранилось совсем немного, поскольку основная часть архитектурных памятников была разрушена и полностью уничтожена.

Популярные темы сообщений

  • Мертвое море

    Однако Мертвое Море считается озером, которое находится промеж Израиля и Иорданией. Данный географический объект считается озером, так как не омывается ни одним из океанов.

  • Культурная жизнь в современной России

    Распад государственных структур или спад политического режима не влияет на развитие культуры. Все действует как раз наоборот, она действует предшественником истории страны. Культура испытывает на себе новую экономическую и политическую ситуацию.

  • Шуберт

    Франц Шуберт – композитор, который был представителем такого течения как романтизм в музыке. Этот стиль отличался от строгой спокойной классики взрывом эмоций и чувств. Музыка волновала и заставляла сопереживать.

Дипломная работа на стене художественной школы в Иваново

Проспект Ленина, 25

 Фонд сохранения исторического наследия «Внимание»

Выпускная работа студентов Суриковского института под названием «Искус­ство принадлежит народу» появилась на здании ивановской художественной школы в 1971 году. Эта работа интересна не только из-за потрясающей детали­зации и возраста ее авторов, но и из-за масштаба: смальта покрывает весь брандмауэр здания. Иваново можно назвать столицей советской мозаики: она встречает туриста уже на железнодорожном вокзале. В последние годы за со­стоя­нием панно никто не следит, оно начало осыпаться, поэтому его закрыли фальшфасадом

На печальное состояние мозаики обращали внимание местные активисты и фонд сохранения исторического наследия «Внимание»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector