Цветовая гамма в одежде
Содержание:
- Физиология
- Психология цвета, или как он влияет на нас?
- Колориты
- Как колеровать краску самостоятельно
- Сочетание цветов в интерьере гостиной
- Способы описания и оценки цвета
- Какое окрашивание выбрать – домашнее или салонное
- Варианты сочетания цветов в интерьере
- Физико-химическое понимание цвета
- LAB
- Яркость (Value/Brightness)
- Светлота (Luminance/Lightness)
- RGBA
- Ошибки при выборе палитры цвета для стен
- Цветовые гармонии
- Какие схемы бывают?
- Подведя итоги
Физиология
В человеческом мозгу при взгляде субъекта на цвета цветов картинка будет воссоздаваться посредством возбуждения и торможения нейронных клеток, отвечающих за восприятие информации картинки изучаемого объекта. Те самые клетки, которые располагаются на сетчатке глаза, называются колбочками, и у таких существ, как люди и приматы их существует 3 типа. Они различаются в зависимости от спектральной чувствительности. Среди них выделяют: p – красные, у – зеленые и β – синие. Все эти отличия носят условный характер. Параметры светочувствительности у колбочек довольно низкие, а потому, чтобы лучше воспринимать цвет, необходимо наличие хорошего освещения или яркости.
Отвечая на вопрос о том, что такое цвет, можно также сказать, что это личностная сумма ощущений, образованная из трех основных разновидностей оттенков и их сочетаний, которые воспринимают наши колбочки. Доказано, что среди пресмыкающихся, птиц и некоторых рыб есть виды, обладающие более широкой областью ощущения цветового спектра. Они могут улавливать ближнее ультрафиолетовое излучение, а также некоторые части инфракрасного спектра.
Восприятие субъектом цветов может изменяться, следовательно, оно зависит от яркости и скорости, с которой оттенки изменяются. Важным является и фактор приспособления глаза к свету фонового типа. Существуют и другие причины, по которым каждый живой субъект, обладающий цветным зрением, может иметь отличительные черты в его восприятии.
Психология цвета, или как он влияет на нас?
Проведенные исследования показали, что цвет влияет на настроение человека через его подсознание. На восприятие влияют такие факторы как состояние здоровья, возраст, социальное положение человека и его характер.
Цвета и расцветки
На женщин
Женщины более чувствительны к восприятию цвета и оттенков. Нет четкого разграничения на “мужские” и “женские“ цвета, так как каждый человек индивидуален. Несмотря на это, есть тона, которые больше предпочитают именно женщины:
- синий, он оказывает успокаивающий эффект и его любят как женщины, так и мужчины;
- зеленый, ассоциируется с природой и женским началом, символизирует здоровье и спокойствие;
- бирюзовый, этот оттенок один из самых любимых у женщин;
- фиолетовый – он является представителем ”женского” цвета, подчёркивает загадочность и таинственность женщины;
- розовые тона ассоциируются с женщинами, но это скорее не предпочтение, а приятное правило;
- сиреневый цвет также считается “женским”, он вызывает чувство романтизма и ностальгии.
Женщины и цвета интерьера
С возрастом, предпочтения в цвете меняются, женщины больше любят розовый, а зеленому отдают меньшее предпочтение, чем в молодости.
На мужчин
Установлено, что мужчины воспринимают приблизительно на 30% меньше оттенков, по сравнению с женщинами. Часто женщины возмущаются, что мужчины не могут оценить их старания при выборе цвета, но это связано с физиологией, так как для них тыквенный и персиковый цвет между собой могут ничем не отличаться.
Восприятие цвета мужчинами
Большинство мужчин предпочитают синий и разные его оттенки. Некоторые ученые считают, что они его символизируют с чистой водой и ясным небом. Кроме синего, мужчины любят зеленый, но в отличие от женщин, предпочитают более холодные тона. Традиционно они любят черный, а фиолетовый и розовый большинство мужчин не могут терпеть.
На детей
Новорожденные дети видят все в черно-белом окрасе и только после 2 месяцев начинают различать другие цвета. В возрасте 2-5 лет они уже могут различать весь видимый спектр. Детей привлекает все яркое, поэтому они любят розовые, красные, желтые тона, такие предпочтения сохраняются до 10 лет, после чего ребенку может уже нравится голубой тон и все его оттенки. Девочки предпочитают розовый, фиолетовый цвет, тогда как мальчики больше любят синий и его оттенки.
Колориты
Подобрав цветовую гармонию, также важно определиться с колоритом: каким по настроению будет цветовое сочетание, для какой аудитории оно предназначено и какой посыл должно донести. Именно эти вопросы решает цветовой колорит
Существует четыре типа колорита: насыщенный, разбелённый, зачерненный и ломаный.
Насыщенный колорит характеризуется использованием насыщенных цветов (см. «Базовые понятия в колористике»): красного, синего, зеленого, оранжевого, зачастую также используются белый и черный цвета. Такой колорит используется в детских проектах, ведь дети реагируют именно на насыщенные чистые цвета, он прост и понятен.
Разбелённый колорит использует цвета, смешанные с белым цветом, так называемые оттенки (см. «Базовые понятия в колористике»). Такой колорит более нежный, приглушенный, спокойный и используется в там, где нет накала страстей и никакой внутренней борьбы.
Зачернённый колорит использует цвета, смешанные с черным, то есть тени (см. «Базовые понятия в колористике»). Этот колорит используют в дорогих статусных проектах, чтобы подчеркнуть их исключительность.
Ломаный колорит использует тональности (см. «Базовые понятия в колористике»), то есть цвета, смешанные с серым. Это, пожалуй, самый сложный колорит, он встречается реже других. Такой колорит характерен для сложных глубоких проектов для творческих людей с богатым воображением и развитой фантазией.
Как колеровать краску самостоятельно
Смешивание краски-основы с выбранным колером осуществляется в большой емкости с помощью строительного миксера или специальной перемешивающей насадки для дрели. Предварительно необходимо рассчитать требуемое количество краски с 10% запасом, так как колеровать необходимо весь объем сразу, иначе оттенки разных партий колерованной краски не совпадут.
Создать желаемый оттенок самостоятельно проще в случае выбора светлого цвета. Темные тона лучше доверить компьютерным расчетам в специализированном магазине.
Как разводить колер покраски
Процесс колеровки представляет собой поэтапное соблюдение технологии:
- Подготовка тары необходимого объема — емкость необходимо очистить от пыли и тщательно протереть капли воды.
- Предварительная колеровка — смесь небольшого количества основы и нескольких капель колера. Этот этап необходим для выявления точных пропорций для получения желаемого оттенка.
- Покраска небольшого участка — после высыхания это место покажет, как выглядит краска на стене, и выявит возможную необходимость корректировок.
- Смешивание полного объема краски и дальнейшая покраска всего помещения.
Если получившийся оттенок не требует доработки, то для колеровки всей краски необходимо соблюсти такие же пропорции, но с учетом одного нюанса: от полученного полного объема колера нужно отнять пятую часть!
Сочетание оттенков по колеру
Распределение оттенков цвета строится на круговом спектре, в центре которого — треугольник основных чистых цветов: красный – желтый – синий. Сочетание этих цветов дает безграничные варианты, каждый из которых можно точно просчитать по секторам.
Так, при первичном смешивании основных цветов получается триада зеленого, оранжевого и фиолетового цветов. Вторичное и последующие смешивания градуируют разнообразные цветовые варианты от светлых до темных оттенков.
Использование цветового круга подразумевает различные техники:
- Однотонный тип — предполагает подбор оттенков одного цвета, различающихся по степени интенсивности. В результате интерьер получается монохромным, что представляет определенные сложности в выборе аксессуаров, которые не должны выбиваться из общей гаммы.
- Комплементарное сочетание — создает композиции из диаметрально противоположных на круге вторичных оттенков (красный + бирюзовый, фиолетовый + желто-зеленый, зеленый + бордовый). Во избежание эффекта слишком яркого интерьера, один цвет используется как основной, второй — в роли акцента.
- Гармоничный тип — построение цветового решения на одном основном, двух поддерживающих и черном или белом цвете. Вариантов гармоничного типа сочетания цветов два:
- Триада (классическая из равноудаленных оттенков, аналоговая из соседствующих цветов, контрастная из противоположных основному оттенков).
- Прямоугольная схема из четырех цветов (состоящая из попарно комплементарных оттенков, например, бежевая основа с коричневым, изумрудным и голубым акцентами).
Сочетание цветов в интерьере гостиной
Гостиную как пазл мы складываем и разных деталей: диваны и кресла, журнальные столики и светильники. Но с чего начать, если не знаешь с чего начать? Начните с дивана. Помимо кровати и стола на кухне – это самая используемая вещь в доме. И тут серый как никак кстати. Стилист и дизайнер Эмили Хендерсон в своей книге «Стиль. Тысячи приемов и хитростей для оформления любого интерьера» (возьмите на заметку эту книгу, не пожалеете) советует выбирать серый диван простой и удобной формы, если запутались «какой брать». А немного переставив или передвинув предметы, вы получите полностью новую комнату.
Совет
Также обратите внимание на серую деревянную мебель. Спокойный серый оттенок шкафов спрячет их, если и стены буду им в тон
Традиционно мы выбираем белый потолок, но серый в гостиной ничуть ее не уменьшит, а будет казаться выше, как бы уходя в небо.
Способы описания и оценки цвета
Глаз человека не способен объективно оценить цвет, однако существуют приборы, которые точно измеряют цвет. Инструментальные методы позволяют определить цвет в виде числа на основании стандартной системы измерения с помощью колориметров и спектрофотометров. Математическая запись цвета была разработана Международной комиссией по освещению (CIE) и соответствует зрительному восприятию.
Цвет можно описать с помощью трех координат, таких как оттенок, светлота и насыщенность измеряемого цвета.
- Оттенок является свойством цвета зависимым от излучения определенной длины волны, которая различается рецепторами, находящимися в глазу. Тогда мы видим определённый цвет, например зелёный, красный или синий. Цвета, которые имеют оттенки, называются хроматическими.
- Светлота или, другими словами, яркость является чувствительностью к интенсивности излучения, отвечающего за появление цвета. Мерой светлоты цвета является яркость, которая при дневном свете характеризуется наивысшей величиной для жёлто-зелёного цвета длиной волны 555 нм, а в ночное время при длине волны 510 нм, соответствующей сине-зелёному цвету.
- Насыщенность – это смешение хроматического цвета с белым, серым или черным цветом. Пастельные цвета называют ненасыщенными, так как они содержат много белого цвета.
Представленные атрибуты цветов также стандартизированы системой CIE, благодаря которой можно в полной степени описать цвет этими тремя переменными.
Толерантность цвета
Учитывая факт, что модели идеального совпадения цветов в промышленных масштабах достичь невозможно, общепринятой практикой является установление диапазонов цветовых допусков. Отсутствие стопроцентного соответствия цвета может иметь место по многим причинам, в частности из-за различий в поставляемом сырье для производства, которое подвергалось окрашиванию. Другой причиной является изменение цвета во время последующих производственных процессов. Откровенно говоря, каждая партия изделий имеет некоторое цветовое отклонение. Рамки данного отклонения являются диапазоном, в котором цвет считается допустимым и почти соответствующим установленному эталону. Определение допустимости цвета обычно согласовывается индивидуально между деловыми партнёрами.
Модель RGB (КЗС)
Следующим способом описания цветов является модель RGB или КЗС. Это способ выражения цветового пространства в системе координат, описанных с помощью аббревиатуры RGB от названий цветов на английском языке: R – red (красный), G – green (зеленый), B – blue (синий). Модель обоснована восприятием видения человеческим глазом любого цвета, который появляется в результате смешения трёх лучей света данных цветов в определенных пропорциях. Только эта модель объясняет, каким образом изображение цвета появляется в мозгу человека. К сожалению, эта модель имеет несколько недостатков — в частности она не объясняет, почему после смешения светлых цветов не появляется цвет более светлый или чисто белый. Следует учитывать факт, что модель RGB является исключительно теоретической, а ее воспроизведение зависит от прибора.
Модель CMY или CMYK
Существующая цветовая модель CMY на практике является недостаточной основой для получения всех цветов, различаемых человеческим глазом. Смешение составляющих модели, то есть синего (cyjan), красного (magenta) и жёлтого цвета (yellow), никогда не даст черного цвета. По этой причине часто говориться о модели CMYK, которая дополнена черным цветом, называемым K – key colour (ключевой цвет — черный). Эта модель цветов чаще всего применяется в полиграфии для создания цветных печатей и компьютерных график. Отдельные цвета модели CMYK можно получить путём смешения четырёх основных цветов, применяя их соответствующие пропорции.
Какое окрашивание выбрать – домашнее или салонное
Первое окрашивание лучше всего доверить специалистам. Хотя повторную процедуру также не рекомендуется проводить самостоятельно. В домашних условиях невозможно прокрасить волосы так, как это сделал бы профессионал своего дела.
Преимущества салонного окрашивания таковы:
- Стилист подберет подходящий цвет. При этом клиент может быть уверен, что увидит на своих волосах именно такой цвет. Ведь окрашивание в домашних условиях не соответствует по результату тому, что находится на упаковке или палитре цвета для цветов волос. Гораздо вероятнее, что человек, покрасивший волосы в домашних условиях, будет неприятно удивлен конечным итогом процедуры.
- Благодаря своим профессиональным навыкам, стилист прокрасит все пряди равномерно и тщательно.
- В салоне волосы получат не только красивый цвет, но и уход, который чрезвычайно важен после окрашивания.
Также стоит учитывать еще один достаточно важный нюанс. Многие люди думают, что, пользуясь красками для домашнего применения, можно сэкономить. Однако это не так. Бытовые средства для окрашивания обладают меньшей стойкостью, нежели салонные, поэтому быстрее смываются. Это приводит к тому, что повторное окрашивание нужно проводить чаще и вся экономия сводится к нулю.
Варианты сочетания цветов в интерьере
Цвет играет огромную роль в создании интерьера, с его помощью можно создать комфорт и уют, визуально увеличить или уменьшить пространство, поэтому надо ответственно относиться к такому вопросу, как сочетание.
Комплексное сочетание
Этот вариант считается универсальным. Используются классические оттенки, к ним относятся бежевый, серый и белый. Комбинируя эти тона с другими, вы сможете создать классическое решение, которое будет всегда выглядеть современно и красиво. В таком случае вам не надо будет постоянно менять интерьер комнаты при покупке новой мебели, замене покрытия пола или других элементов.
Комплексное сочетание
Триада или сочетание 3 цветов
Использование трех основных цветов, которые всегда гармонично сочетаются между собой и могут использоваться в равных мерах. Сочетание красного, синего и желтого вызывает прилив эмоций и бодрость. Если они используются в чистом виде, то получается яркое и насыщенное решение. Если же использовать полутона, то оформление комнаты получается менее агрессивным и более комфортным.
Триада оттенков
Аналогичное сочетание
Этот вариант предусматривает использование 2-3 типов оттенков, которые в цветовом круге расположены рядом. Вам надо выбрать подходящий, в котором решили оформить комнату и в цветовом круге справа или слева от него выбрать несколько тонов. Данное решение простое и оригинальное, а подобрать два-три аналогичных цвета несложно.
Аналогичное сочетание
Раздельно-комплементарное сочетание
При комплементарном сочетании используются контрастные оттенки, на цветовом круге они расположены напротив друг друга. При раздельно-комплементарном решении, вместо цвета, расположенного напротив, выбирают оттенок, который находится рядом с ним. Это позволяет создавать контрастные решения, но они получаются не такими напряженными, как при комплементарном сочетании.
Раздельно-комплементарное сочетание
Тетрада или сочетание 4 цветов
В этом случае схема состоит из основного цвета и есть еще два, которые его дополняют, а четвертый служит для выделения акцента. Это создает довольно интересный эффект, который вызывает положительные эмоции. В основном такие расцветки предпочитает молодежь или люди, находящиеся в постоянном движении и быстром ритме.
Тетрада в интерьере
Физико-химическое понимание цвета
Понятие термина, что мы разбираем в этой статье, может иметь не только физический, но и биологический характер. А также существует множество слов с корнем «цвет», например цветник, цветок, цветение, цветоножка и т. п
При определении данной речевой единицы важно четко понимать, о чем идет конкретно речь
Цвета объектов являются комплексным результатом взаимодействия нескольких факторов, например таких как качественная характеристика поверхности, температурный показатель, относительная величина скорости движения объекта или субъекта и т. д. В общей сложности посредством данных факторов определяется длина волны электромагнитной природы.
Определение того, какой цвет перед нами, обуславливается наличием хромофор – особой группы ненасыщенных атомов, что отвечают за цвет химического соединения. Также не следует забывать и о поглощающем электромагнитном излучении, которое присутствует вне зависимости от окраски.
Группа карбонильных соединений С = О относится к хромофорам, которые поглощаются волнами в пределах 280 нанометров, однако содержащие данную группу кетоны не обладают цветом. Предложил хромофорную теорию в 1878 году ученый из Германии Отто Витт. В хромофорные вещества входят соединения с азотистой группой (N = N), нитрогруппой (NO2), нитрозогруппой (N = O) и карбонильной группой (C = O ).
Человек часто обращает внимание на такие вещи, как, например, наличие цвета у цветов. Однако в зависимости от характеристик световой волны колер растения или любого другого объекта может изменяться
Также не будем забывать о том, что длина поглощаемого света влияет на восприятие оттенка.
Физическая оптика определяет свет как излучение электромагнитной природы, которое воспринимается глазом человека. Коротковолновые границы определяются посредством обозначения диапазона спектра, который занимает свет, и соответствует длине волны в вакууме: 380 – 400 нм или 750 – 790 ТГц. Длинноволновую границу укладывают в промежуток от 760 до 780 нанометров (385-395 ТГц).
LAB
Цветовая модель LAB (CIELAB, «CIE 1976 L*a*b*») вычисляется из пространства CIE XYZ. При разработке Lab преследовалась цель создания цветового пространства, изменение цвета в котором будет более линейным с точки зрения человеческого восприятия (по сравнению с XYZ), то есть с тем, чтобы одинаковое изменение значений координат цвета в разных областях цветового пространства производило одинаковое ощущение изменения цвета.
HEX в RGB
HEX в RGBA
HEX в RGB(%)
HEX в RGBA(%)
HEX в HSL
HEX в HSLA
HEX в CMYK
HEX в HSB/HSV
HEX в XYZ
HEX в LAB
RGB в HEX
RGB в RGBA
RGB в RGB(%)
RGB в RGBA(%)
RGB в HSL
RGB в HSLA
RGB в CMYK
RGB в HSB/HSV
RGB в XYZ
RGB в LAB
RGBA в HEX
RGBA в RGB
RGBA в RGB(%)
RGBA в RGBA(%)
RGBA в HSL
RGBA в HSLA
RGBA в CMYK
RGBA в HSB/HSV
RGBA в XYZ
RGBA в LAB
RGB(%) в HEX
RGB(%) в RGB
RGB(%) в RGBA
RGB(%) в RGBA(%)
RGB(%) в HSL
RGB(%) в HSLA
RGB(%) в CMYK
RGB(%) в HSB/HSV
RGB(%) в XYZ
RGB(%) в LAB
RGBA(%) в HEX
RGBA(%) в RGB
RGBA(%) в RGBA
RGBA(%) в RGB(%)
RGBA(%) в HSL
RGBA(%) в HSLA
RGBA(%) в CMYK
RGBA(%) в HSB/HSV
RGBA(%) в XYZ
RGBA(%) в LAB
HSL в HEX
HSL в RGB
HSL в RGBA
HSL в RGB(%)
HSL в RGBA(%)
HSL в HSLA
HSL в CMYK
HSL в HSB/HSV
HSL в XYZ
HSL в LAB
HSLA в HEX
HSLA в RGB
HSLA в RGBA
HSLA в RGB(%)
HSLA в RGBA(%)
HSLA в HSL
HSLA в CMYK
HSLA в HSB/HSV
HSLA в XYZ
HSLA в LAB
CMYK в HEX
CMYK в RGB
CMYK в RGBA
CMYK в RGB(%)
CMYK в RGBA(%)
CMYK в HSL
CMYK в HSLA
CMYK в HSB/HSV
CMYK в XYZ
CMYK в LAB
HSB/HSV в HEX
HSB/HSV в RGB
HSB/HSV в RGBA
HSB/HSV в RGB(%)
HSB/HSV в RGBA(%)
HSB/HSV в HSL
HSB/HSV в HSLA
HSB/HSV в CMYK
HSB/HSV в XYZ
HSB/HSV в LAB
XYZ в HEX
XYZ в RGB
XYZ в RGBA
XYZ в RGB(%)
XYZ в RGBA(%)
XYZ в HSL
XYZ в HSLA
XYZ в CMYK
XYZ в HSB/HSV
XYZ в LAB
LAB в HEX
LAB в RGB
LAB в RGBA
LAB в RGB(%)
LAB в RGBA(%)
LAB в HSL
LAB в HSLA
LAB в CMYK
LAB в HSB/HSV
LAB в XYZ
Яркость (Value/Brightness)
Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.
Низкая яркость, постоянная — одинаковый уровень яркости.
Контраст яркостей — серый = ахроматичный.
Контраст яркостей — полное различие яркости.
Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие — это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный — менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.
Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):
Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:
Светлота (Luminance/Lightness)
Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного — уменьшает.
Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.
Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).
RGBA
С недавних пор современные браузеры научились работать с цветовой моделью RGBA — расширением RGB с поддержкой альфа-канала, который определяет непрозрачность объекта.
Значение цвета RGBA задается в виде: rgba(red, green, blue, alpha). Параметр alpha — это число в диапазоне от 0.0 (полностью прозрачный) до 1.0 (полностью непрозрачный).
- h1 { color: rgb(0, 0, 255); } /* синий в обычном RGB */
- h2 { color: rgba(0, 0, 255, 1); } /* тот же синий в RGBA, потому как непрозрачность: 100% */
- h3 { color: rgba(0, 0, 255, 0.5); } /* непрозрачность: 50% */
- h4 { color: rgba(0, 0, 255, .155); } /* непрозрачность: 15.5% */
- h5 { color: rgba(0, 0, 255, 0); } /* полностью прозрачный */
RGBA поддерживается в IE9+, Firefox 3+, Chrome, Safari, и в Opera 10+.
Ошибки при выборе палитры цвета для стен
Ошибки при выборе цвета краски, порождающие психологический дискомфорт:
- Не учитывается период освещенности. В разное время суток естественное освещение может меняться, поэтому большое значение имеет наличие искусственных источников света.
- На общее восприятие оказывают влияние все детали, а особенно мебель: диван, кресла, столы, шкафы должны подходить к основному тону или контрастировать.
- В фэншуй учитывают сочетание цветов, ведь практика построена на бесконечном движении пространства. Плохим решением будет использование в одной комнате желтого и зеленого, красного и черного, желтого и синего.
Но большинство проблем возникает из-за страха ошибиться. Нельзя угодить всем или подстроиться под каждое мнение и рекомендацию, именно индивидуальность создает гармоничность. Примером может служить условный запрет на окраску в темный цвет небольших помещений: при выборе определенного оттенка результат может оказаться потрясающим.
Цветовые гармонии
Цветовой круг — это простейший и самый удобный инструмент для построения цветовых гармоний, ведь в нем наглядно можно подобрать необходимое количество цветов, которые будут наиболее выигрышно смотреться вместе.
В зависимости от того, сколько цветов необходимо подобрать, можно выделить следующий цветовые гармонии:
2 цвета
Гармонии двух цветов
- Дополнительные цвета — расположены друг напротив друга в круге
- Смежные цвета — расположены рядом в цветовом круге и находятся в одной части спектра (например, зеленой)
- Похожие цвета — расположены через один цвет друг от друга, но все еще из одной части видимого спектра (например, синей)
- Промежуточные цвета — расположены под прямым углом друг к другу в цветовом круге
- Несовместимые цвета — второй цвет расположен рядом с дополнительным к первому цветом
3 цвета
Гармонии трех цветов
- 3-цветная гармония — цвета расположены на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг
- Разделенная гармония — выбирается первый основной цвет, после чего к нему подбираются еще два цвета, близкие к его дополнительному (то есть противоположному в круге)
4 цвета
Гармонии четырех цветов
- 4-цветная гармония — цвета расположены на вершинах квадрата, вписанного в цветовой круг
- Прямоугольная гармония — цвета расположены на вершинах прямоугольника, вписанного в круг
- Аналоговая гармония — все четыре цвета расположены рядом в цветовом круге
- Альтернативная гармония — дополнительная гармония, дополненная двумя цветами, близкими к одному из противоположных
6 цветов
Гармония шести цветов
Какие схемы бывают?
Чтобы понять принципы сочетания цветов, понадобится цветовой круг и немного теории.
Прежде, чем разбираться с тем, как лучше объединять цвета, необходимо понять основные различия каждого по отдельности. Всего существует 3 характеристики, смена которых приводит к смене цвета и его восприятия:
- Оттенок. Выражает основное название: зеленый, синий, оранжевый, белый.
- Насыщенность. Чем «чище» тон, тем большей насыщенностью он обладает. В случае с желтым, например, самыми насыщенными будут лимонный и канареечный, наименее насыщенные оттенки — ванильный, соломенный, цвет шампанского. На критерий влияет примесь не только белого, но и черного: медовый или горчичный, например, тоже не считаются насыщенными.
- Светлота или яркость. Показатель определяет близость подтона к белому. В зеленой гамме светлыми считаются мятный, весенний. Темными — хаки, оливковый, хвойный, изумрудный.
При разработке комбинации следует учитывать все 3 параметра, а не только оттенок. Проще всего выбирать тона, одинаковые по насыщенности и светлоте: бурый сочетается с сине-черным, а небесный лучше будет смотреться в розовом обрамлении.
Монохромная
Самый простой вариант, доступный каждому — комбинирование цвета с оттенками из его же спектра. Например, если базовый — синий, то его компаньонами станут тона от светлого василькового, небесного, до яркого ультрамаринового, темного лазурного.
Не обязательно сочетать всю гамму от самого светлого до почти черного — достаточно выбрать 3-4 подтона. Этого достаточно, чтобы создать динамичный стильный интерьер.
Правильного сочетания цветов в интерьере нет: вы можете взять близкие друг к другу оттенки (рубиновый + гранатовый), либо максимально отдаленные друг от друга (ванильный + канареечный). В первом случае разница будет практически незаметна, во втором — весьма ощутима.
На фото пример гостиной в голубом монохроме
Аналогичная
Также имеет второе название — гармоничное сочетание цветов в интерьере. В основе этой цветовой схемы лежат два тона, расположенные сбоку друг от друга.
Например, лимонный + оранжевый, синий + бирюзовый. Выглядит подобный дуэт более богато, в сравнении с монохромом, но и более гармонично, если сравнивать с контрастной схемой.
Благодаря тому, что подобные пары часто встречаются в природе, цветовые сочетания близких тонов в интерьере приятны глазу и не вызывают раздражения.
Комплементарная
С задачей добавить в интерьер динамики, оживить его и наполнить энергией, лучше всего справятся контрастные пары. В этом случае один цвет на круге Иоганнеса Иттена сочетается с противоположным.
Пример: алый + травяной, канареечный + пурпурный, апельсиновый + лазурный. Имейте в виду, что лучше всего сочетаются цвета в интерьере, расположенные в одной плоскости насыщенности. К насыщенному красному цвету нужна такая же яркая зелень, а светлый лавандовый отлично дополнит шампань.
Подобная гармония также близка к природе: вспомните вид цветочного поля или морского берега.
Важно! Полярное сочетание белого и черного также считается комплементарным
На фото контрастное сочетание желтого с розово-фиолетовым
Триада
При реализации этой идеи сочетания цветов в интерьере, в игру вступает не дуэт, а трио.
Существует 2 варианта:
- Классическая триада. Возьмите три оттенка, расположенные на равном удалении (через 3 ячейки). Фиолетовый, салатный, оранжевый или небесный, желтый, алый.
- Раздельно-комплементарное сочетание. За основу берется принцип комплементарности, но вместо одного противоположного, выбранный цвет сочетается с цветами, размещенными по бокам. Пример: красно-фиолетовый, лимонный, травяной.
На фото зеленые стены в союзе с сине-оранжевой мебелью
Прямоугольная
Тетрада — самый сложный вариант палитры сочетания цветов в интерьере. Соединить между собой необходимо 4 цвета, для этого существует 2 способа:
- Классическая тетрада (прямоугольник). Один оттенок выступает в роли основы, два его дополняют, последний используется для выделения небольших акцентов.
- Квадрат. По сути представляет собой 2 комплементарные пары. Чтобы не получилось хаоса, следует соблюдать равные пропорции, либо выбрать один ведущим, а остальные будут выступать в роли акцентов.
Подведя итоги
Основываясь на информации, что содержится в статье, мы можем заключить, что понятие цвета является довольно широким термином, включающим множество различных особенностей и отличительных характеристик, по которым можно его различать и анализировать. Этот качественный параметр всех объектов, что излучают и поглощают световые волны, окружает нас повсюду, например цвета цветов, красок, животных, производственных материалов, химических реагентов и многого другого. Они также оказывают немалое влияние на повседневную жизнь человека, так как обладают психологической спецификой воздействия.