Патинирование дерева. что такое патинирование и как наносить патину своими руками патинирование металла нужно ли покрывать лаком

Достоинства и недостатки

Главное преимущество фасада с патиной — внешний вид. Но помимо этого есть еще несколько положительных черт такого варианта декорирования:

  • износостойкость — ее обеспечивает сама технология патинирования, в процессе которой на фасад наносится специальная смесь и несколько слоев лака. Так гарнитур становится более защищенным от повышенной влажности и перепада температуры;
  • практичность — патинированный фасад только выглядит хрупким и антикварным, но на самом деле он не требует специального ухода, а неоднородный цвет декора сможет скрыть легкие загрязнения и даже повреждения;
  • долговечность — этот пункт вытекает из двух предыдущих. Так как покрытие стойкое и практичное, ему ничего не случится даже спустя годы;
  • уникальность — существует множество цветов для патинирования, что позволяет сделать кухню уникальной и добавить роскоши обычному гарнитуру;
  • доступность — настоящая антикварная мебель стоит намного дороже, чем искусственно состаренные гарнитуры.

Есть у патины и минусы:

  • легкая воспламеняемость — стоит ответственно подойти к расстановке гарнитура и надежности проводки, ее следует дополнительно изолировать;
  • хрупкость к воздействию — на таком покрытии не стоит нарезать продукты или отбивать мясо без доски.

Помимо функции декорирования, патинирование часто применяется и для реставрации антикварной мебели, что можно посчитать за дополнительное преимущество.

На фото кухонный уголок с фасадами цвета слоновой кости с золотом.

Описание

Патинирование дерева представляет собой его искусственное состаривание путём нанесения поочерёдно двух слоёв краски определённым образом, но давайте обо всём более подробно:

Этап №1: приготовление материалов и инструментов

Золотая краска-патина для дерева

Вам потребуются следующие материалы:

Название Назначение
Грунтовка Увеличивает адгезивные свойства обрабатываемой поверхности
Краска Создаёт первый сплошной слой рассматриваемой отделки, для которого можно использовать любой цвет, в этом случае следует руководствоваться своими собственными предпочтениями, практичностью и соответствием окружающему интерьеру
Патина Второй наносится выборочно, придавая тот самый необходимый эффект потёртостей, лучше всего для этой задачи подходят металлические оттенки бронзы или золота
Лак Создаёт прозрачное защитное покрытие

Черная деревянная мебель с патиной для кухни выглядит эстетично и при этом практически не оставляет на себе следы гари

Краску лучше всего приобретать акриловую, так как её свойственна масса преимуществ:

  • Экологическая безопасность. В процессе застывания выделяется лишь абсолютно безопасные водяные испарения.
  • Хорошая стойкость. После высыхания воды остаётся влагостойкое покрытие не склонное к растрескиванию и шелушению.
  • Не оставляет потёков, что невероятно облегчает работу при осуществлении декоративного оформления.
  • Широкий ассортимент насыщенных оттенков.

  • Доступная цена. За счёт отсутствия в составе дорогих растворителей стоимость лакокрасочных материалов на водной основе гораздо ниже.

Патина для дерева своими руками наносится с применением таких инструментов:

Название Назначение
Наждачная бумага Шлифовка обрабатываемой древесины
Кисти Нанесение патины на дерево и всех остальных необходимых составов
Сухая ветошь Затирка второго слоя краски, создание эффекта старины

Фото наждачной бумаги

Этап №2: подготовка поверхности

Перед тем, как сделать патину на дереве его необходимо привести в соответствующее состояние:

  1. Тщательно обрабатываем древесину наждачной бумагой, стараясь максимально удалить следы старого лакокрасочного покрытия.

Затирка старой краски наждачной бумагой

  1. Удаляем всю осевшую пыль.
  2. Покрываем грунтовкой перед покраской дерева, которая создаст тончайший полимерный слой, защищающий древесину и создающий идеальные условия для её сцепления с лакокрасочными материалами.

Грунтование можно выполнять как кистью, так и валиком

Поле того, как грунтовка застынет можно приступать к последнему самому главному этапу, непосредственно описывающему, как на дерево наносить патину.

Этап №3: нанесение патины

Патина по дереву наносится следующим образом:

  1. Аккуратно покрываем древесину первым слоем выбранной краски.

Нанесение первого основного слоя акриловой краски

  1. Ждём не менее 24-х часов до полного высыхания фонового покрытия.
  2. Патиной металлического оттенка окрашиваем плоские ровные участки, которые не выступают. Главное при этом не переусердствовать с количеством краски, иначе в итоге мебель будет выглядеть слишком пёстрой и скорее вычурной, чем искусственно состаренной.

Нанесение бронзовой патины на базовый слой коричневой краски

  1. Ждём, пока патина начнёт схватываться, и затираем нужные места сухой ветошью, достигая того самого эффекта состаривания древесины.

Процесс затирания обработанной поверхности

  1. Лакируем получившуюся композицию лаком, создавая для неё слой, способный предотвратить механические повреждения и проникновение влаги.

Нанесение лака на «состаренную» мебель

Патинирование паркета

Трудоемкий процесс искусственного старения напольных покрытий имеет некоторые отличия от патинирования мебели и других деревянных предметов. Прежде всего полы обрабатываются щеткой или пескоструйным аппаратом, что обеспечивает хорошую выборку мягкой древесины. Затем поверхность покрывают воском или маслом. Эти вещества заполняют все впадинки, подчеркивая натуральный цвет древесины.

Выраженная, рельефная структура паркета создает впечатление старого дерева. В завершении патина наносится с помощью кисти или пистолета с распылителем. Универсального способа патинирования дерева не существует. При соблюдении основных этапов и изрядной доли фантазии, технология патинирования станет отличным помощником в создании рукотворных шедевров.

Популярность состаренной мебели

Как ни крути, все новое – это хорошо забытое старое. Временами в моду возвращаются вещи, которые внешне похожи на используемые когда-то нашими прабабушками. Притом, несмотря на кажущуюся древность, смотрятся они очень стильно и органично. Это касается и мебели, а не только одежды или сувениров, техники или ряда других предметов. Притом не обязательно использовать именно старые вещи – в ряде случаев они могут быть и совершенно новыми, просто искусственно состаренными.

Патина и ее виды

Морилку часто используют для реставрации предметов мебели

Эффекта искусственного состаривания можно добиться при помощи ряда несложных методик. Для этого могут применяться различные химические вещества, а также механические или термические методы. Искусственное состаривание – это технология имитации под старину. Притом отделать таким образом можно не только мебель, но и двери или окна и т. д. Сейчас состаренная мебель считается достаточно престижной и красивой, она кажется очень надежной и нередко, вопреки мнению, что у человека просто нет денег на покупку новой, может считаться предметом роскоши.

Классическая белая кухня с позолотой

Таблица. Способы состаривания мебели.

Методика Описание

Химический

Это самый лучший способ, позволяющий состарить мебель из дерева. Притом это самый легкий вариант, который можно реализовать в домашних условиях. Как правило, мебель просто достаточно обработать каким-то химическим веществом (например, нашатырным спиртом, если речь идет о лиственных породах древесины) и все. С хвойными фасадами придется немного повозиться. Впрочем, химический метод в любом случае связан с использованием различных химических соединений, в том числе и краски. К этой же методике относится и так называемое патинирование.

Механический

Этот вариант подойдет, если хочется воплотить в жизнь эффект, который создают насекомые в процессе своей жизни. То есть таким образом обработанная мебель будет казаться изъеденной ими. Для этого нужно будет использовать шило и гвозди, и сделать с их помощью незначительные дорожки или впадины. Главное – не забыть поврежденную поверхность очистить от получившегося мусора и покрыть защитным средством.

Термический

Этот вариант тоже довольно прост и заключается в выжигании ряда элементов при помощи того же паяльника или специальных приспособлений. На дереве появится его природный рисунок. Достаточно убрать щеткой образовавшийся нагар, а поверхность покрыть морилкой, и мебель превратится в настоящий раритет.

Впечатляющий дуэт кракелюра с патинированием

Уважаемый «господин комод»

Классическое состаривание акриловыми красками

Нанесение патины на древесину своими руками

Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.

Подготовительный этап

Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.

Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности

Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:

  • нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине;
  • после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины;
  • шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры;
  • собственно патинирование.

Нанесение патины при помощи морилки

Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:

  1. На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
  2. Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
  3. Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
  4. По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.

Классический способ

Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.

Также стандартная технология может подразумевать такие действия:

  • нанести патину темного оттенка;
  • дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры;
  • вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле;
  • по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости;
  • закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.

Техника кракелюр

Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:

поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют;
наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак);
выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.

При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.

Искусственные потертости

Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:

  • краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия;
  • после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина;
  • наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»;
  • производят шлифовку поверхности наждачной бумагой;
  • покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.

Порошковая патина

Первым видом порошковой патины принято считать серебрянку. В своей основе это порошок, который перед применением нужно смешать с олифой. Как правильно разводить серебрянку, читайте в этом материале.

Цвет кузнечных красок обычно матовый, а патина придает металлу благородный блеск. Приобрести порошковый материал можно в виде готового продукта. Для большего удобства при окрашивании патину можно перемешать с ксилолом или же сольвентом.

Покрытие кузнечной патиной считается достаточно сложным делом при отсутствии необходимого опыта. Для нанесения краски понадобится нечто вроде палитры, где можно размазывать лакокрасочный материал.

Последовательность действий:

  1. Сгустки патины нужно расположить с одной стороны палитры.
  2. Кисточки слегка намочить в сольвенте или ксилоле. Затем растереть краску до той стадии, пока кисточка не станет полностью сухой.
  3. Далее краска наносится осторожными мазками. Изделия нужно касаться только кончиком кисточки. В результате должен получиться неравномерный слой краски, а нечто, напоминающее потертости.

Процесс очень трудоемкий и занимает много времени. Хотя результат этого стоит — изделие приобретет благородный состарившийся вид.

По неопытности многие пытаются взять на кисть как можно больше патины, чтобы избежать ее растирания после пары мазков. Однако так поступать категорически не рекомендуется, поскольку добиться нужного результата в таком случае не удастся.

Итак, работа с патиной требует определенных навыков, поэтому начинающему трудно рассчитывать на быстрый успех. Рекомендуется для начала использовать для патинирования предметы, которые не жалко испортить. После приобретения опыта можно взяться за более ответственную работу.

Особенности технологии патинирования

Определение «патина» первоначально характеризовало появление на изделиях из меди и ее сплавов тонкой пленки окислов, которая придавала предмету «постаревший» вид. Современная технология патинирования позволяет состарить деревянные поверхности, элементы мебели и изделия в целом, что значительно повышает их декоративность.

Промышленная технология патинирования достаточно сложна, однако существуют упрощенные, способы состаривания, которые при наличии доступных реактивов и определенных навыков химика-любителя и реставратора позволят придать предметам антикварный вид.

Для того чтобы не испортить мебельное изделие, перед его патинированием необходимо опробовать выбранный способ на каком-либо куске дерева.

Наиболее простым и безопасным способом состаривания для мебели считается втирание темного воска в ее поверхность. Это придает ей вид естественного, связанного не с небрежным уходом, а с временем, загрязнения.

Для повышения декоративности и естественности старения многие реставраторы используют обычные, соответствующие по цвету краски, «разбавляя» их бронзовым или алюминиевым порошком (пудрой). Все эти материалы можно найти в магазинах строительно-отделочных аксессуаров. Кроме того, в последнее время в продаже появились специальные наборы для патинирования, в которые входят не только окрашивающе-декорирующие составы, но и инструмент, необходимый для выполнения операций.

На заметку!
Кроме металлической пудры потребуется различная по абразивности наждачная бумага, ватные или поролоновые тампоны, для состаривания больших по площади деревянных поверхностей – малярный валик.

Следует учитывать, что домашнее патинирование является по своей сути обычным окрашиванием, при котором вместо стандартных красок используются специальные составы, которые не меняют структуру дерева, действительно старя ее, а лишь придают изделию антикварный вид. Это покрытие, в случае неудачного эксперимента или не понравившегося внешнего вида, можно без нанесения значительного вреда легко удалить с поверхности предмета.

Наиболее часто эксперименты по искусственному старению проводятся в отношении мебели. Для этого можно использовать стулья, столы, комоды, шкафы, которые потеряли свою внешнюю привлекательность, а их дизайн не соответствует требованиям времени.

Из вполне крепких, функционально пригодных мебельных изделий, можно сформировать интерьер жилого помещения или кухонной комнаты в одном из ретро-стилей. Помимо прикладных задач по повышению декоративности рассматриваемая технология реставрации преследует и практические цели. Нанесенный новый лакокрасочный слой не только изменит внешний вид мебельных предметов, но и дополнительно защитит поверхность от неблагоприятных внешних воздействий.

Какие эффекты можно получить на металлах

Металлические изделия не столь часто встречаются в жилых помещениях, но все же без их присутствия невозможно создать декорации. Ими могут быть люстры, светильники, подсвечники и канделябры. Конечно, такие изделия привлекательны внешним видом, но иной раз им хотелось бы придать эффект старины. Такое возможно, если металлические предметы простоят долгие годы, но всего хочется добиться сразу. Чтобы создать патинированное основание на металле, без химических веществ не обойтись.

Патинирование оснований подразделяется на несколько видов:

Красиво сморится эффект старины на серебряных предметах. Такие металлические поверхности довольно восприимчивы к обычной сере, при этом можно добиться разных оттенков: от слабо-желтого до яркого бирюзового. Если воздействуют хлориды или аминокислоты, то получается черный цвет, но при этом пленка получается грубой и заметной. Но если серебро просто почернить, то можно сказать, что попали в прошлые века.

Золотые изделия практически ни с какими химическими реагентами не вступают в реакции, но если в сплаве на основе этого металла имеется медь или никелевые соединения, то по истечении времени образований оранжевых или пятен коричневого оттенка не избежать.

В жилых помещениях встречаются бронзовые изделия и небольшое количество медных предметов, а редко просто из сплавов железа. Появление зеленой пленки на медном основании происходит вследствие воздействия хлоридов, а черный цвет получается при взаимодействии с оксидом. Медь быстро вступает в реакцию.

Бронзовая патинированная поверхность подвергается разрушению молекул, на ней образуется зелёный или голубой налет. На таких металлах наиболее благородной и не действующей во вред основанию является патина черного оттенка. Последний вариант получается патинированием бронзы с помощью обработки маслом, а для прокаливания используется медная стружка.

Покраска стула с использованием патины и воска

Здравствуйте уважаемые Мастера и Мастерицы! Сегодня я представляю вам Мастер-класс по выкраске и патинированию деревянной поверхности на примере стула. Эта техника — еще один способ отделки поверхности декапе.

И так. У нас есть стул, который предварительно очищен, пошкурен и готов к отделке

Нам потребуется : водоэмульсионная краска, патина, прозрачный воск, перчатки, шкурки, кисточки, фланель, войлок, акриловая золотая краска, золотая патина

Начинаем покраску

Краски на кисточку берем немного, на кончике. Наносим на поверхность и растягиваем. Слой краски тонкий, так что бы не замазать структуру дерева. Не допустимы подтеки и наплывы краски.

Если есть резьба или рельефы их также красим тонким слоем. Большие элементы обычной кисточкой, маленькие элементы и в углублениях — маленькой скошенной кисточкой

После того, как покрасили полностью предмет — оставляем сохнуть минимум сутки. За это время краска проникнет в древесину, образую довольно прочную пленочку.

Далее красим все на второй раз

И оставляем сохнуть еще на сутки.

Теперь стульчик готов к дальнейшей отделке. Внимательно смотрим, если есть подтеки, убираем шкуркой и еще раз подкрашиваем. Поверхность должна быть гладкой, ровно прокрашенной.

Берем патину и наносим ее кисточкой. Я сначала наношу на ровные участки, обрабатываю их, потом наношу на резьбу.

Ровность нанесения патины не принципиальна. Можно где то больше, где то меньше. Патина сохнет достаточно быстро 5-10 мин, но если Вы хотите очень сильно застарить, оставьте ее на большее время. На этом стуле, мне хватило 5 мин. Далее берем прозрачный воск и наносим его пальчиком на небольшой участок

Берем шкурку и начинаем втирать воск в поверхность. От количества воска, зернистости шкурки и тех усилий, которые Вы прикладываете, когда шкурите, будет зависеть результат старения. Мало воска, крупная, шкурка и большие усилия приведут к тому, что Ваша поверхность будет ОЧЕНЬ «поцоканной». На этом стульчике — воска достаточно, шкурка 400, усилия небольшие.

Потерли, у Вас часть воска впиталась в поверхность, часть осталась на поверхности в виде «грязных катышков». Убираем их мягкой тряпочкой (фланелькой), просто трем

Далее берем войлок, наносим на него небольшое количество воска и начинаем полировать.

При этом еще какая-то часть патины уходить. Т.е. на каждом этапе полировки, наш стульчик становится все светлее и светлее. Патина остается только в небольших рельефах, царапинах (мы же использовали шкурку) Патина — это такой благородный материал, если сделать все этапы правильно, то в результате она затечет и останется там, где надо. Где не надо ее не будет. Такое естественное старение.

Далее обрабатываем резные элементы. На них патину нужно наносить немного, почти сухой кистью, иначе не уберете в труднодоступных местах рельефа.

Далее опять воск, шкурка, фланелька, воск, войлок. Все этапы полировки.

Наш стульчик готов! Почти)))

На этом этапе можно пройтись средней шкуркой (600), выделяя рельефы. Все зависит от вашего вкуса и задумки.

Теперь Золото!!!!) Золотым акрилом,сухой кистью проходимся по всем выступающим деталям. Я наношу и тут же фланелькой стираю. Золота не видно, только намек.

На этом можно остановиться, а можно нанести золотую патину на резьбу.

Если Вас все устраивает, результатом довольны , то можно покрыть защитным лаком. Я покрывала нитролаком с блеском 30% из баллона. А можно и так оставить. Водоэмульсионная краска, патина и воск дают очень стойкую пленку. У меня мебель без лака стоит 3 года, как «новенькая».

Стул готов к обивке!

Спасибо за внимание!!!!

Нанесение патины

Патину перед заливанием в бачок краскораспылителя необходимо тщательно взболтать, чтобы она находилась во взвешенном состоянии. Для нанесения патины используется пневматический краскопульт с диаметром сопла 1,5-1,8 мм и давлении 2 атм. при узком факеле и низком расходе.

Что такое патина на мебели ?

Патина на растворителях и на воде. Нюансы разбавления, нанесения и удаления излишков патины.

При нанесении патины по контуру и внутреннему профилю избегать избыточного нанесения патины. Покрытие должно быть равномерным, без переходов. Степень патинирования определяется визуально в соответствии с эталонами-образцами. Избыточное нанесение патины ухудшает степень ее адгезии и последующего отделочного слоя к пленке ПВХ.

Рис. 1. Нанесение золотой патины

Избытки патины вышедшие за пределы контура удаляются после высыхания при помощи стальной шерсти и ацетона. Время высыхания патины в сушильной камере 20-30 мин.

Рис. 2. Удаление излишков патины с использованием металлической шерсти

Смотрите видео патинирования фасадов МДФ в пленке П ВХ :

Видео.1. Нанесение патины на фасады МДФ

Нанесение лака

Перед нанесением лака поверхность фасада необходимо обдуть для удаления частиц патины оставшихся на поверхности после применения стальной шерсти.

Рабочий раствор лака готовить в пропорции к 100 объемным частям лака ОР383 50 частей отвердителя С376А. Для доведения до рабочей вязкости добавляется 10 объемных частей растворителя D1010. Жизнестойкость рабочей смеси 5-6 часов при температуре 20 С. Вязкость рабочего раствора лака 20-22 сек к. ф. Диаметр сопла краскопульта 1,8-2 мм, давление 3,5 атм. Расход лака на один слой 120-150 г/м. кв.

Нанесение лака производится в покрасочной камере с водяной завесой. Лак наносится в один слой по всей пласти и кромкам без пропусков. Избегать избыточного нанесения лака, что может быть причиной последующего отслоения лака от пленки ПВХ.

Расстояние от сопла до обрабатываемой поверхности 200мм и доходит до 300мм. Большее расстояние сопла от окрашиваемой поверхности может стать причиной шагрени, пузырьков на поверхности отделываемой детали.

Рис. 3. Фасад с патиной покрыт лаком

Сушка деталей производится в сушильной камере на этажерочных стеллажах при температуре не ниже 20 С. Сухость от пыли через 15 мин после нанесения лака, на ощупь через 45 мин, полное высыхание не ранее чем через 4часа, к упаковке через 12 часов.

Для увеличения степени адгезии лака к пленке возможно добавление специальных присадок, что требует проверки их эффективности.

Подробное описание композиций

Кухонная мебель с патиной или шкаф с золоченым обрамлением – обработать можно любое деревянное изделие, у которого есть фактура. Стоит отметить, что покрытие металла и дерева осуществляют составами на разной основе – у них особые характеристики устойчивости и адгезии с основанием.

Морилка

Почти в каждом доме найдется изделие из древесины с патинированием. Покрытие доскок морилкой – один из способов облагораживания изделий с опцией защиты от грибков, плесени, проникновения влаги и гниения.

Для усиления эффекта рабочую поверхность брашируют: удается сохранить продольные жесткие волокна, мягкие удаляются специальной жесткой щеткой. Таким образом обрабатывают натуральный массив в домашних условиях. Правда, цвет патины в таком случае один – морилка выполнена в темном оттенке, золочения ожидать не придется.

Битум

Казалось бы, далекий от искусства материал – битум. Но патина по дереву из него самая податливая и простая в нанесении, ей можно сделать насыщенное золочение или тонкий налет. Битумный лак вычерняет углубления в резьбе, выделяя выступающие на поверхность грани. Производится на основе битумного полимера и скипидара или уайт-спирита, потому после высыхания обработанную поверхность нужно закрепить шеллачным лаком.

Акрил

Универсальный материал на водной основе для патинирования поверхностей из металла, дерева, гипса. Отличается стойкостью, хорошей адгезией к основаниям, защищает структуру древесины от намокания и заселения микрофлоры.

Технология патинирования древесины не содержит премудростей: можно покрасить всю поверхность или нанести цвет выборочно на выступающие части резьбы. Составы разных оттенков наносят в несколько слоев – получается сложный цветовой орнамент.

Старина из акриловой патины может быть любого цвета:

  • Золото;
  • Серебро;
  • Голубизна;
  • Другие возможные оттенки.

Комбинации светлых и темных красок способны придавать насыщенный эффект состаривания благородного дерева.

Воск

Восковой состав оставляет на поверхности перламутровый перелив, который выгодно подчеркивает рельеф резьбы. Покрытие медленно застывает, легко наносится без особых навыков и инструментов.

Краска из воска нетоксична и безопасна, что делает ее применение на кухне предпочтительным. Стойкость и способность воска проникать в пористую поверхность древесины обеспечивает хорошую стойкость к влажности, уборке.

Шеллак

Краска-лак из шеллака красновато-коричневая или желтоватый налет. Она помогает сохранить основной цвет и видимую структуру основания, если использовать шеллак как самостоятельное средство. В большинстве случаев он применяется в качестве покрывающего слоя для других составов, в технике декупаж и при покраске.

Масло

Масляный раствор выгодно обыгрывает структуру дерева насыщением цвета. Материал аналогичен шеллачному раствору, но его нельзя использовать в технике декупаж – масло не фиксирует, а растворяет бумагу. Используется в качестве покрытия и защиты менее стойких красок.

Разновидности патины, составов и консистенции

В зависимости от задумки при помощи патинирования можно придать поверхностям разные эффекты:

  • фрагментарное состаривание;
  • полное покрытие;
  • кракелюр.

По консистенции рабочие составы для патины бывают такими:

  • густые – напоминают пасту, которая применяется при обработке дерева для окрашивания в желтоватые или красноватые оттенки, близкие к золотым;
  • жидкие – выполнены на водной или полимерной основе, придают изделию сияние, облагораживают его вид;
  • фацетные лаки – позволяют создать состаренную поверхность за счет формирования сети трещинок.

Для обработки дерева, металла или иных материалов используют составы на разнообразных основах, которые неодинаковы по стойкости готового покрытия и степени адгезии с основанием. Самые популярные – это морилка, воск, акриловая краска, битум, масло, шеллак.

Морилка

Применение морильных составов – самый простой способ искусственно состарить деревянную поверхность, поэтому он наиболее популярный. Морилка облагораживает изделия из древесины, придает им утонченный вид, помогает «сделать» из дешевых пород более дорогие. Средства этой группы способствуют защите дерева от гниения, заселения грибками и плесенью, усиливают влагоотталкивающие свойства.

Обычно морение изделий предполагает предварительное проведение браширования – удаления мягких древесных волокон прочной щеткой, при этом жесткие продольные волокна остаются на месте. Браширование требуется для обеспечения более выраженного эффекта патины. После морения изделия нередко покрываются воском или шеллачной грунтовкой. Гамма цветов при использовании морилки ограничена темными древесными оттенками, и применить позолоту, серебрение или иные металлические тона не удастся.

Воск

Нередко в качестве финишного покрытия используются восковые патины в форме пасты на водной основе. Их готовят путем соединения натурального воска и металлической пыли. Есть в продаже и бесцветные составы, после нанесения которых остается красивый перламутровый блеск.

Свойства восковой патины таковы:

  • помогает одновременно подчеркнуть структуру дерева и затонировать его;
  • легко наносится, медленно сохнет, удобно растирается, поэтому работать с ней можно в комфортном для мастера режиме;
  • чаще всего применяется для небольших площадей, идеально подходит для дуба, ясеня;
  • имеет разные оттенки – серебряный, латунный, бронзовый, золотой, переливчатые тона;
  • красиво выделяет резьбу, узоры, рисунки, годится для рельефных и текстурированных плит, трещин в технике кракелюр;
  • обладает высокой адгезией к дереву, пластику, которым покрывается МДФ;
  • наносится ветошью или губкой, полируется и сохнет в течение суток.

Акрил

Акриловая патина – универсальный состав для дерева, гипса, металла. Данный материал имеет водную основу, но позволяет создавать очень стойкое покрытие, имеющее отличную адгезию с поверхностями. После нанесения полученная пленка защищает материал от гниения, размножения микробов и грибков.

Технология акрилового патинирования очень проста, с ней справится даже новичок. Акриловой патиной можно обработать всю поверхность или ее часть, отдельные выступающие элементы. Чтобы придать основанию оригинальный вид, можно комбинировать составы разных оттенков. Также есть вариант накладывать различные тона патины в несколько слоев, чтобы получить неповторимый эффект, сложный цветовой орнамент. Выбор оттенков акрила очень богат – есть как металлические, так и классические тона. При необходимости такой тип патинирования хорошо сочетается с лакированием, декупажем, обычным окрашиванием.

Битум

Структура этого строительного материала помогает придать дереву особый вид, вычернить резьбу, углубления и рельефные выступы, грани. После нанесения битума на древесину излишки удаляются растворителем, а впитавшийся состав создает эффект старины (изделие будет иметь темный цвет).

Масло

Масляная патина подходит для древесины и металла. Она не прячет естественного оттенка материала, выгодно подчеркивает узор на деревянных поверхностях. По свойствам масло напоминает восковую патину – легко наносится, медленно сохнет. Нельзя применять подобные составы в технике декупажа, так как они растворяют бумагу.

Шеллак

Сам по себе данный материал имеет желтоватый или коричнево-красный тон, который будет становиться темнее по мере увеличения количества слоев. Он может применяться изолированно или в сочетании с декупажем, становится промежуточным или финишным покрытием. При работе с шеллаком используется кисть или губка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector