Что нужно знать о резьбе по дереву своими руками: виды и тематика резьбы, инструменты и материалы, этапы работы
Содержание:
- Особенности геометрической техники
- Эскиз
- Трафареты и шаблоны
- Учимся прорезной резьбе по дереву: с чего начинается работа
- Резчицкие ножи
- Плосковыемчатый узор
- Без чего не обойтись начинающему резчику
- Из какого дерева лучше вырезать?
- Инструменты и материалы
- Инструмент для работы по дереву, вырезание заготовок
- Подбираем иструменты и приспособления, применяемые при создании узоров
- Выбор древесины
- Мастер-класс формочки для печатного печенья
- Этапы работы
- Виды прорезной резьбы
- Заключение
Особенности геометрической техники
Геометрическая резьба по праву считается старым и простым произведением искусства. Вырезание в таком стиле позволит научиться правильно, работать с инструментами и поможет набить руку. Раньше в геометрическом стиле украшали практически все деревянные предметы — сундуки, столы, стулья, забор, ставни, станки, прялки, картины, стены дома и бани.
Он получится из-за совмещения различных примитивных геометрических фигур:
- Треугольники;
- Квадраты;
- Ромбы;
- Овалы;
- Круги;
- Прямоугольники.
Именно поэтому данная техника считается простой в исполнении. Если выполнять геометрическую резьбу на деревянном предмете, например, доске, можно увидеть, как появляются орнаменты.
Эскиз
Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).
Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.
Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.
В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.
Трафареты и шаблоны
Перед тем, как начать работу, необходимо найти шаблон, который хочется воплотить. Его можно найти в интернете на специализированных сайтах или на таких, которые посвящены рукоделию.
Нужно не только найти нужный трафарет, но и сделать его в натуральную величину. На этом подготовка рисунка заканчивается.
Шаблоны можно использовать не только для целых узоров. Можно, например, с помощью шаблонов создавать одинаковые детали, составляющие узор. На их основе можно придумывать авторские варианты.
При выборе нужного чертежа важно соразмерять создаваемый продукт и основу, для которой он делается. Если узор представляет собой часть композиции, то он должен соответствовать всему рисунку
Важно различать узоры по стиля в соответствии с замыслом работы. Например, растительный или анималистический стиль содержит много повторяющихся деталей и может быть использован в большинстве стилей декорирования
Пользуются популярностью сделанные в такой технике надписи. Как правило, трафареты для них приходится изготавливать самостоятельно. Это связано с тем, что узоры с использованием надписей носят индивидуальный характер.
Прорезные узоры — это техника, которые могут освоить даже начинающие. Конечно, им будут не под силу сложные рисунки, но они смогут сделать украшения, которые будут поражать зрителей стильностью и изяществом.
Учимся прорезной резьбе по дереву: с чего начинается работа
Изначально необходимо подобрать подходящую по размерам деревянную заготовку, причем для такого вида резьбы обычно используют древесину хвойных деревьев (ель, сосна, пихта).
Затем выбирается нужный орнамент и подготавливается для переносана заготовку. При этом создать чертеж будущего трафарета можно самостоятельно, либо выбрать уже существующий шаблон из интернета, где вы можете найти огромное количество как отдельных картинок, так и целых альбомов с изображениями. Ниже на фото представлены примеры удобных и простых чертежей:
Выбранный рисунок сначала переносится на бумагу, затем бумага жестко фиксируется на деревянной заготовке. После этого можно либо сразу высверливать отверстия для пилки и начинать выпиливание, либо дополнительно перенести узор на поверхность дерева, после чего приступить к резьбе.
Выбирая эскиз, следует помнить, что мелкие детали орнамента будут незаметны на крупном фоне, например, на фасаде здания. Поэтому подбирать нужный орнамент надо с учетом пропорций украшаемого элемента, будь то дом или рама для картины.
Резчицкие ножи
Исходный металл – старые опасные бритвы, полотна по металлу для мехпил, отрезные диски-фрезы. Если заготовки небольшого размера, то вырезать форму можно на заточном станке. Из крупных заготовок начальную форму можно вырезать бормашиной с мини-отрезными дисками или болгаркой с отрезными дисками по металлу.
На фото ниже – несколько моих самодельных резцов. Исходные материалы: старый напильник, метчик, дисковая фреза, поломанная стамеска. Рукоятка моего любимого мини-ножа инкрустирована декоративной вставкой из бивня мамонта.
Самодельные резцы Олега Смирнова
Важно: не забывайте непрерывно охлаждать водой металл во время резки. Рукоятку можно сделать из двух деревянных планок, вырезав паз под хвостовик лезвия и посадив его на эпоксидный клей
Второй вариант: просверлить в рукоятке посадочное отверстие под хвостовик, а затем залить сборку эпоксидкой.
Рукоятку можно сделать из двух деревянных планок, вырезав паз под хвостовик лезвия и посадив его на эпоксидный клей. Второй вариант: просверлить в рукоятке посадочное отверстие под хвостовик, а затем залить сборку эпоксидкой.
Плосковыемчатый узор
Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.
Как подвиды этой технологии выделяют:
- контурную,
- скобчатую
- геометрическую (трехгранную).
Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.
Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.
Без чего не обойтись начинающему резчику
Любой, кому посчастливится оказаться в мастерской настоящего мастера резьбы по дереву, ужаснется – так много тот использует различных инструментов. Просто глаза разбегаются. Мастер легко определит, чем выполнить тот или иной штрих, что лучше всего подойдет для той или иной детали. Выбор правильного инструмента для резьбы во многом определяет качество изделия.
Начинающему резчику вовсе не обязательно закупать полный набор инструментов, для изготовления изделий начального уровня можно обойтись несколькими наиболее универсальными ножами и стамесками. Это даст возможность получить опыт работы, выработать свой стиль, а после обзавестись именно тем инструментом, который действительно будет востребован.
Ножи-косяки
Самые распространенные ножи для резьбы по дереву – ножи-косяки. Ими пользуются как маститые профессионалы, так и начинающие резчики. Ножи этого типа имеют скошенное лезвие, благодаря чему удобны для создания небольших углублений. Их применение оправданно как для плоскорельефной выборки, так и для создания объемных композиций.
Отдельная разновидность косяка – нож-флажок. Он выглядит как треугольник, одним углом воткнутый в рукоять. Данный нож универсален, в работе используются все зоны лезвия.
Ножи-косяки отличаются углом режущей кромки и шириной лезвия. По виду заточки различают однофасковые и двухфасковые. В инструментарии начинающего резчика должно быть несколько таких ножей: как минимум три различной ширины.
Резаки для геометрической резьбы
При изготовлении рельефных панно не обойтись без другого распространенного ножа резчика – ножа-резака. Благодаря более длинному лезвию такой нож идеально подходит для создания орнаментов, имеющих форму геометрических фигур. Им удобно обрабатывать криволинейные фигуры и закругления. Так, ножом-топориком вырезают треугольники и другие фигуры.
Помимо создания плоских рельефов, резаки широко применяют и для объемных изделий. В умелых руках маленький резак может сравниться с кистью художника.
Богородский нож, «Татьянка»
Словосочетание «богородская игрушка» знакомо многим. Это деревянная фигурка ручной работы. Практически весь процесс резьбы от подготовки заготовки до сглаживания мелких неровностей выполняют особым ножом, также называемым богородским. Такой нож непременно должен быть в мастерской резчика.
Широко распространена модификация данного ножа, в народе называемая «Татьянка». При резке мягкой древесины полный цикл работ можно выполнить одним этим инструментом. Он отлично подходит для резьбы «на силу», благодаря удобной рукояти идеально передает усилие на лезвие.
Стамески для резьбы по дереву
Выборки самых различных конфигураций удобно делать с помощью стамесок. Резчики используют различный инструмент, но более всего распространены:
- прямые стамески;
- полукруглые или радиусные;
- клюкарзы, полукруглые стамески с изгибом у режущей кромки;
- скобчатые, имеющие П-образный профиль;
- уголковые.
В отличие от ножей, применение стамесок для резьбы по дереву позволяет за один проход сделать канавку требуемой глубины и профиля. При работе с мягкой древесиной стамеску вдавливают рукой, резьба по твердому дереву требует ударной техники. Тут на помощь мастеру придет деревянный молоток, киянка.
Помимо различий в профиле, стамески отличают и по размерам. Существует инструмент с рабочей кромкой от двух миллиметров до нескольких сантиметров.
Кроме этого существует еще один вид инструментов для гравировки и резьбы по дереву – штихель. Им можно выполнять красивые художественные работы.
Другие необходимые инструменты
Одними ножами и стамесками резчику не обойтись. Необходимо обзавестись и другим инструментом, предназначенным для обработки дерева. Список может быть очень обширным, все зависит от квалификации мастера и перечня изделий, которые он планирует изготовить. В любом случае потребуется:
- ножовка или электрическая пила для вырезания заготовки;
- топорик для черновой обработки;
- рубанок и рашпиль для подготовки поверхности доски;
- набор лекал для переноса изображения на заготовку;
- дрель, ручная или электрическая;
- нихромовая проволока для выжигания тонких элементов;
- шлифовальная шкурка разной зернистости для окончательной отделки изделия.
Также нелишним будет побеспокоиться о безопасности при резьбе острым инструментом. Для крепления небольших изделий необходимы столярные тиски или несколько струбцин. Обезопасить руки от травм поможет защитная перчатка из стальной проволоки, это особенно актуально для начинающих резчиков. Если работа подразумевает множественные движения острым ножом «на себя», стоит приобрести фартук из толстой кожи.
Из какого дерева лучше вырезать?
Для изготовления резных фигурок из дерева следует выбирать определенный тип древесины.
- Легче всего вырезать из липы, у структуры которой отсутствует выраженный рисунок. Это позволяет без лишних усилий наносить на заготовку изображение. К тому же на материале практически не появляются трещины.
- Схожие характеристики наблюдаются и у ольхи. С ней также легко работать.
- Осиновая древесина является лучшим материалом для изготовления больших скульптур, так как ее легко подвергнуть сколам. Стоит заметить, что если осину не покрыть лаком, то через некоторое время она становится серебристой. Мягкая структура не вызывает сложностей в работе.
- С твердой березой работать не так просто, но зато из нее получаются отличные мелкие детали. Также ее древесина ценится за особый рельеф.
- Из орехового материала можно создать интересные композиции, в которых много тонкой резьбы. К тому же орех легко обрабатывать, так как на нем не образуются сколы. Такая древесина отлично подойдет для различных декоративных деталей.
- Из дуба зачастую изготавливаются крупные скульптуры. С данным деревом сложно работать из-за подверженности сколам и его твердости.
Следует заметить, что любая древесина для резьбы должна быть тщательно высушенной. В противном случае на готовых изделиях могут появиться трещины. Сушить дерево необходимо в теплом месте, предварительно завернув его в полиэтилен.
Мастера с опытом одинаково хорошо работают с любой древесиной. Однако новичкам лучше выбирать мягкие породы древесины. Как правило, к таким относят липу, тополь, каштан, кедр, осину и ольху.
Найти подходящий материал для резьбы можно прямо во время прогулки по парку, лесу или саду. Например, можно создать отличные фигурки из пней, корней, коряг. Многие считают это мусором, но на самом деле, применив фантазию из всего можно сделать нечто красивое и оригинальное. Также подходящий материал для деревянных скульптур можно заказать в профессиональных мастерских.
Инструменты и материалы
Перед тем как вырезать узоры на дереве, позаботьтесь о наличии необходимых инструментов и материалов.
Стандартные наборы резцов состоят из 18 инструментов, их размер варьируется от 2 мм до 5 см. Главное в инструменте – максимально острая заточка, позволяющая обойтись без больших усилий.
Перед тем, как научиться вырезать фигурки из дерева, позаботьтесь о наличии подходящего инструмента (цена набора – от 3000 руб.)
Стамески плоского типа обладают одинаковым углом заточки с каждой стороны, круглые имеют больший скос с внешней стороны. Для заточки таких инструментов потребуются фасонные оселки и высококачественные точильные камни.
Выбираем древесину
Перед тем, как научится вырезать по дереву, позаботьтесь, чтобы у вас в руках был подходящий материал. Например, самшит считается самой прочной древесиной в Европе, он поддается только рукам профессионала
Успех вашего творческого порыва во многом определяется правильно подобранной древесиной.
Если в ваши планы входит создание элементов, которые будут находиться на открытом воздухе (оконные и дверные наличники, карнизы), используйте древесину хвойных пород. Благодаря содержанию смол резные творения получают защиту от гниения.
Для резьбы на домашней утвари рекомендуется использовать древесину лиственных пород, которая имеет мелковолокнистую структуру. К данной категории относится липа, дуб и береза.
Заготовка дерева
Если вы занимаетесь самостоятельной заготовкой древесины, после ее высушивания проводится распил. Для ветровых досок, резных наличников и карнизов потребуется доска толщиной не менее 20-25 мм. Если после распила заготовка имеет различную толщину, выровняйте ее с помощью рубанка.
Доски, заготовленные для резьбы, после строгания не обрабатываются шкуркой. Игнорирование данной рекомендации может привести к быстрому затуплению инструмента из-за застрявшего в древесине абразива.
Инструмент для работы по дереву, вырезание заготовок
Начинающим можно использовать лишь 2 инструмента — хорошо отточенный перочинный ножик и нож-косяк.
- резьбу;
- отпиливание;
- колку и обтесывание;
- строгание;
- точение;
- долбление.
Обратите внимание на резцы, которые используют для ручного точения древесины. Помимо полукруглого, есть тут и плоский косой, угловой, отрезной, скошенный, угловой и т
д.
Для отпиливания заготовки используются пилы. Они могут быть поперечными, продольными, универсальными. Зубья у продольных пил имеют форму долота; у поперечных они треугольные, острые. Универсальные оснащены зубцами, имеющими прямой угол. Такой инструмент может резать волокна как вдоль, так и поперек и под углом. Каждые из этих пил могут быть ножовками, простыми, одноручными.
Если заготовка делается из кряжа, бруса или ствола, тогда используют топоры или колуны. Тесло — разновидность топора, лезвие здесь расположено перпендикулярно топорищу, применяется для создания фигурных и вогнутых изделий.
Для снятия стружки с заготовки применяют токарные либо ручные резцы, могут использоваться рубанки.
- стальных стержней;
- режущих лезвий;
- хвостовика.
- Широкие и прямые применяют для резки или зачистки ровных либо выпуклых заготовок.
- С круглыми лезвиями — для работы с роговыми сучками или с древесиной твердых пород.
- При помощи узких заготовку обрабатывают в узких местах.
- Долото с толстым стальным стержнем применяют для очистки глубокой полости или заготовки с дуплом. Углубляют долото в древесину при помощи киянки.
- Клюкарзами делают желоба различной глубины и радиуса.
- Стамесками-уголками выполняются канавки и треугольные углубления.
Подбираем иструменты и приспособления, применяемые при создании узоров
При выполнении резьбы такого вида используют самые различные режущие инструменты, вроде обычных ножей и стамесок. Но работа такими инструментами очень трудоемка и утомительна. Поэтому более популярными таких целей являются дрель и пила, причем тип пилы может быть разный – от лобзика до ручной ножовки, в зависимости от размера созданного вами шаблона.
В наше время мастера редко используют ручной труд при выполнении масштабных работ. Зачастую используют удобные бытовые электроинструменты, например, электродрель, ручной фрезер и электролобзик. С использованием электролобзика работа проходит быстро, легко и качественно. Но при такой работе невозможно обойтись без дрели, используемой для предварительного засверливания отверстий для пилки. Работа ручным фрезером не на столько легка и производительна, к тому же требует предварительных навыков в обращении с этим электроинструментом. Но резьба получается значительно качественнее и при этом не требуется делать предварительных отверстий в заготовке.
Существуют и более оригинальные способы создания прорезного узора на деревянной заготовке. Одним из таких способов является прожигание. Суть данного способа заключается в буквальном прожигании сквозного узора на дереве сильно нагретой нихромовой проволокой. Минусами же можно считать специфический запах гари, необходимость охлаждать рабочий инструмент, из-за чего работа немного затягивается по времени, а так же заметно обугленные края готового узора.
Более усовершенствованным методом такого способа можно считать лазерную резку, которая выделяется высоким качеством и точностью получаемого рисунка. Однако использование подобного способа возможно лишь при закупке очень дорогостоящего оборудования, из-за чего ныне этот вид работы не очень часто используют на практике.
В заключении статьи хотелось бы продемонстрировать вам потрясающую работу очень опытного мастера, изображающего на своих работах не просто абстрактные рисунки, а очень точные и подробные копии животных.
Выбор древесины
Для изготовления мишки вам понадобятся мягкие породы дерева. Какой именно материал выбирать, каждый мастер решает сам. Ориентируйтесь на описание древесины.
Оптимальные породы дерева для резьбы:
- Липа. Заслуженно стоит на первом месте в этом списке, так как является легким и мягким материалом. Она не боится усыхания и растрескивания, отлично режется и, в целом, считается удобным деревом для обработки.
- Ива. Эту древесину также можно назвать легкой, вязкой, эластичной. Проста и удобна ива в резке, шлифовке и полировке. Спелая древесина отлично подойдет для скульптурных работ, и для объемного мишки в том числе.
- Осина. И с этим материалом будет комфортно работать даже новичку. Древесина имеет устойчивость к низким температурам, к свету, влаге и даже кислоте. Мастера-резчики высоко ценят осину, так как эта древесина позволяет делать порезы в любом направлении, дерево не будет скалываться и сминаться.
Также можно рассмотреть варианты тополя, ольхи, ореха, березы и каштана. Если же скульптура будет садовой, можете присмотреться к лиственнице. Без обработки она будет растрескиваться, но этот вопрос можно решить.
Мастер-класс формочки для печатного печенья
Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.
Этапы работы
Любое изделие начинается с задумки. Каждая задумка переносится на бумагу, составляет эскиз изделия. Работа над ним требует определенных художественных навыков, но можно обойтись и без умения рисовать. Готовые эскизы достаточно скачать из интернета, распечатать и перенести на деревянную поверхность.
- Эскизирование. Эскиз может быть детализированный, но на рабочую поверхность вы перенесете, вероятно, только контуры изображения. Делать это нужно карандашом.
- Выявление рельефа. Закругление или заоваливание выпуклых элементов, срезание наклонной плоскости к фону.
- Черновая обработка. Позволяет придать изображению характерные особенности.
- Зачистка фона. Начинают ее с самых крупных участков фона, выполняется этот этап широкими стамесками.
- Выявление мелкого рельефа. Тонкие и мелкие выемки наносятся на поверхность, используется контурная резьба ножом-косяком или церазиком. Может называться детализацией.
- Финишная отделка. Шлифовка, полировка, тонирование, покрытие.Шлифовка чаще производится наждачной шкуркой, полировка – специальными средствами, которые образуют на поверхности плотную пленку. Тонировка позволяет изменить цвет древесины за счет красителей, имеющихся в составе тонирующего средства. Покрытие – это нанесение на поделку лака, воска или отделочного масла.
Все этапы резьбы можно посмотреть на примере выпиливания деревянной ложки в представленном видео.
Выпиливание по контуру – «плавающий» этап работы. Чаще с него начинают, но некоторые мастера оставляют его на потом, чтобы не отказываться от возможности что-то изменить в уже почти готовой работе.
Лучшим источником вдохновения являются готовые работы. Изучайте опыт других мастеров, сохраняйте себе в закладки полезные информационные материалы и фото. Наконец, записывайте мастер-классы собственного творческого процесса: это полезно и для самоанализа, который продвигает вас в своем деле, и для передачи опыта.
Успешных начинаний!
Виды прорезной резьбы
Прорезные изображения характеризуются наличием сквозных узоров. Они могут быть плоскими или объёмными в последнем случае после создания его обрабатывают с помощью специальных ножей, применяемых для обработки дерева. Рельефную резьбу также называют кружевной.
Если изображение остаётся в том виде, когда видны сделанные мастером отверстия, то такие изображения можно назвать сквозными. Иногда его наклеивают на деревянную основу и получается своего рода барельеф. В этом случае узор называют накладным.
Эта техника применяется также для домовых прорезных изделий. В этом случае речь идёт об изготовлении деталей для украшения деревянных домов. Она имеет свои характерные особенности. Одной из них является стремление избегать мелких деталей.
Заключение
Один именитый скульптор когда-то сказал, что композиция — самое сложное в искусстве. Общих правил для ее составления не существует. Постигнуть алгоритм построения композиции и выработать в себе тонкий художественный вкус можно только наблюдая за природой. Нет ничего более совершенного, чем естественная система элементов. Этот совет применим не только для скульпторов, архитекторов или художников, но и для резчиков по дереву. Сначала во время обучения новички используют готовые рисунки, чтобы набить руку и приобрести навыки, необходимые для создания качественных работ. Однако в дальнейшем каждый пытается делать робкие шаги на поприще художника, где одного мастерства недостаточно. Потребуется умение тонко чувствовать баланс в композиции, которое вырабатывается годами. Только научившись комбинировать мастерство и художественный вкус, резчик имеет право называться мастером, создающим изделия «с душой».