Изготовление витражей или как делать витражи своими руками
Содержание:
Витражи эпохи Ренессанса
Новую волну в культуре, в том числе и архитектурной, спровоцировали такие ужасные события, как война и эпидемия чумы. Уже к пятнадцатому веку люди перестали ставить церковь на первое место и перешли к светскому образу жизни. Это очень повлияло на дальнейшее развитие витражей.
Особенности витражей эпохи Ренессанса:
- появилось множество более совершенных техник работы со стеклом;
- было совершенно изобретение серебреной протравы, что значительно повысило уровень создаваемых картин;
- цвета стали наносить непосредственно на стекло, это позволило получить множество необычных оттенков;
- изображения выглядят более объемными и яркими;
- Франция и Италия являются главными центрами по изготовлению витражей;
- в моду вошли медальоны, не более тридцати сантиметров, они стали символами данной эпохи.
Примеры Ренессанских витражей:
- окна Флорентийского собора, созданные итальянскими мастерами;
- окна монастыря в Кенигсфельдене;
- витражи в часовни Бессерер в Ульм Минстере.
Имитация витража с помощью заливки
Если вы хотите получить более качественное и чёткое изображение на лицевой стороне витража, используйте метод заливки. С изнаночной стороны изделие будет выглядеть как обычная поделка, но с лицевой откроется эффектный красивый рисунок.
ФОТО: i7.photo.2gis.comДля того чтобы получился красивый витраж, вы должны обладать хотя бы базовыми навыками по работе с заливкой
Не спешите наносить краску на стекло, поработайте с другими поверхностями и посмотрите, как она ляжет.
Если заливка выполнена правильно, появится мениск. Витраж приобретает новые яркие краски из-за попадающих на него лучей. Однако следите за тем, чтобы бордюр получился ровным, без заломов и кривых участков. В первую очередь выкладывайте на стекле форму, которая в дальнейшем будет заливаться краской. Лучше всего для закрашивания витража подойдёт специальная краска в тюбиках, например, Gallery Glass.
Для работы потребуется:
- картон или лист бумаги того же размера, что и стекло;
- напечатанный на бумаге рисунок с чёткими контурами;
- краска.
На первый взгляд заготовка может напомнить своим видом обычную детскую раскраску – вы расставляете на разных элементах картинки номера для того, чтобы в дальнейшем покрасить их в правильный цвет.
Даже если вы не умеете рисовать, с декорированием зеркала в технике винтаж вы справитесь. Всё, что потребуется – перенести рисунок с листа на зеркало и закрасить.
Несмотря на то, что заливной витраж – это лишь имитация, при должном старании можно получить по-настоящему красивый рисунок на стекле, который будет смотреться очень достойно и украсит собой интерьер.
Процесс заливки витража достаточно долгий. Выполняйте один шаг за другим, чтобы не допустить ошибку. Сначала разработайте эскиз и обозначьте контуры, затем перенесите изображение на основу. Используя специальные витражные лаки и краски, вы можете сделать картинку более объёмной и красивой.
Обязательно дождитесь полного высыхания стекла перед его дальнейшим использованием.
Фьюзинг
Техника Фьюзинг предоставляет возможность создавать уникальные высокохудожественные композиции, которые станут достойным украшением интерьера. Процесс основан на спекании стеклянных деталей в специальной фьюзинговой печи. В современном мире техника появилась сравнительно недавно, тем не менее, существовала она еще с древних времен, т.к. археологами были обнаружены остатки фьюзинговых изделий в гробницах фараонов. Технология также заключает в себе несколько этапов:
- разработка эскиза;
- нарезка стеклянных деталей согласно эскизу;
- сбор стеклянных заготовок;
- процесс спекания.
На ровную поверхность кладется стекло-основа, на которую выкладывается рисунок из вырезанных заранее разноцветных стеклянных элементов в соответствии с разработанным эскизом. Для того, чтобы стеклянные фрагменты прочно держались, используется специальный клей, который закрепляет их на стекле-основе. При создании толстого фьюзингового изделия, применяется второе стекло-основа, которым закрывается собранный рисунок, таким образом, образуя «сэндвич».
Процесс спекания также можно подразделить на несколько этапов:
- медленное нагревание, начиная с комнатной температуры и доводя до 650 – 900 градусов. Стекло плавится и становится красно-желтого цвета, при этом, края спекаются друг с другом и со стеклом-основой, образуя единое целое. Процесс слияния обычно осуществляется при температуре 800 градусов;
- выдержка – поддерживание определенной температуры на протяжении некоторого времени, как правило, максимальной;
- охлаждение – достаточно быстрая стадия. Резко снижается температура до уровня чуть выше температуры отжига. Чтобы добиться сильного снижения температуры, достаточно приоткрыть крышку печи;
- отжиг – это остывание стекла до температуры, равной 580 градусам. На данном этапе стекло приобретает свою первоначальную форму и цвет;
полное охлаждение – остывание изделия естественным путем до комнатной температуры.
Фьюзинг предоставляет возможность создавать многослойные и рельефные витражи, не применяя металлические протяжки. Витражи, выполненные в технике фьюзинга, обладают необыкновенным эффектом застывшей в стекле картины.
Сфера применения
Оконные витражи органично впишутся в дизайн загородного дома или особняка. Для многоэтажных зданий оформление в данном стиле не будет смотреться столь эффектно, как это будет выглядеть в одноэтажном частном доме с большой террасой или в двухэтажном особняке.
Витражи станут украшением фасадов отдельно стоящих зданий, оформленных в определенном стиле. Такой декор станет удачным дополнением помещений, выполненных в классическом стиле, в стиле барокко, неоклассицизм, модерн или арт-деко.
Для загородных особняков больше подойдут витражи в светлых красках, которые зрительно будут увеличивать пространство комнаты. В таких комнатах портьеры будут лишними и будут лишь затенять помещение.
Благодаря витражной мозаике можно превратить загородный особняк в старинный замок, если использовать стиль Тиффани или фьюзинг. Витражное окно с аркой украсит не только комнату внутри здания, но и весь экстерьер дома.
Проходя сквозь разноцветное стекло, солнечные лучи будут очень необычно играть на предметах интерьерах, стенах и мебели. Такое освещение сразу преобразит даже старую и поднадоевшую мебель. Для витражей больше подойдут большие и светлые комнаты, такие как гостиная или спальня.
Благодаря разноцветному освещению можно создать в любом интерьере самые разнообразные цветовые решения.
Для кухни стоит выбрать декор с цветами или натюрмортом либо другие рисунки нейтральной тематики. В спальне актуальными будут рисунки в виде цветочных композиций или в романтическом стиле, для гостиной комнаты или прихожей уместными будут абстракции.
Кроме окон, витражи часто вставляют в дверь или в мебель, например, в створку шкафов-купе. В детской комнате можно установить витражную дверь с рисунками любимых героев мультфильмов, а в спальне для взрослых хорошо будут смотреться цветочные композиции.
Очень оригинально и стильно будет смотреться окно в ванной комнате, которое по форме будет соответствовать форме ванны. Для прямоугольных конструкций стоит выбрать витраж прямоугольной формы. Для ванны-джакузи круглой формы подойдет круглое окно, оно будет смотреться наиболее органично. Оформить витражное окошко можно неброской рамой, которая будет сочетаться с оформлением зеркал возле раковины.
Морскую тематику можно подчеркнуть мозаичной кладкой на стенах, которая будет имитировать морскую гальку.
При оформлении сантехнических помещений, обустройстве сауны и бани следует учитывать, что это помещения с повышенной влажностью, поэтому здесь используют влагоустойчивое стекло. Техника фьюзинг идеально подойдет для таких помещений, так как при изготовлении отсутствуют металлические элементы, которые соединяют между собой конструкцию. Такая конструкция будет пропускать много света и прослужит очень долго, даже с учетом перепадов температуры и повышенной влажности в помещении. Установив витражные окна в сауне или бане, можно освежить комнату, сделать ее необычной, посетители смогут полностью расслабиться в таком помещении, наблюдая за разноцветными бликами на стекле.
Классификация витражей по типу обработки поверхности
Поверхность витражей, набираемых из отдельных стекол, и изделий, основой которых является цельное стекло, может подвергаться различной обработке, которая либо дополняет общий художественный эффект, либо является основным способом его достижения.
Пескоструйные витражи
На поверхность будущего пескоструйного витража с помощью специального аппарата наносятся различные рисунки, надписи, орнаменты и т.п. в соответствии с трафаретом. Принцип действия аппарата заключается в том, что под давлением на поверхность бесцветного стекла подаются абразивные материалы, буквально выбивающие изображения. В том месте, где поверхность стекла подверглась воздействию абразивов, она становится матовой и непрозрачной. Можно таким образом нанести матовый рисунок, оставив прозрачным фон, а можно обработать фон, на котором будет выделяться прозрачный рисунок.
Гравированные витражи
Изображения в данной технике наносятся на прозрачные стекла с помощью медных и абразивных дисков. Современным вариантом является гравировка по стеклу при помощи лазера. Она позволяет художникам студии «Стеклосфера» наносить рисунок не только на поверхность стекла, но и во внутрь него. Возможна цветная или 3D гравировка. Технологический принцип заключается в том, что высокая температура лазера воздействует на стекло, меняя его структуру, в результате чего частицы стекла частично испаряются. Стопроцентная автоматизированность данного процесса делает качество неизменно высоким и при этом значительно снижает стоимость витражных изделий.
Травленые витражи
Травление производится с помощью обработки стекла плавиковой кислотой, которая разрушает стекло благодаря своей способности вступать в реакцию с диоксидом кремния, являющимся главным компонентом стекла. Для получения рисунка мастера используют трафарет, по которому наносят защитный лак, не позволяющий кислоте попадать на определенные части стекла. Травление может быть многослойным, в этом случае оно производится в несколько этапов, а рисунки в результате получаются многоплановыми и объемными, с элементами разной глубины.
Живописные витражи
Роспись может быть лишь элементом, дополняющим наборную технику из цветных стекол, а может являться самостоятельным средством создания витража. Роспись на наборных витражах с древних времен применяется для передачи мелких деталей и элементов, требующих особенно реалистичной проработки: лиц, рук, складок одежды и т.п. Сегодня достаточно популярна живопись на цельном стекле, которая также создает такой эффект. Технология витражной росписи отличается обязательным обжигом готового изделия. Дело в том, что стекло – материал, поверхность которого очень плохо сцепляется с краской. Еще мастера раннего Средневековья придумали изготавливать специальные краски, которые содержали дробленое стекло. В процессе обжига этот компонент под воздействием высокой температуры плавился, и краска надежно сплавлялась с основой.
Витражи-диапозитивы
Витражные изделия представляют собой фотопечать или травление на стекле. Эта относительно новая техника востребована для декорирования витрин, которые не слишком велики по площади.
Витражи с узором «Мороз»
Для получения такого декоративного эффекта поверхность стекла обрабатывают пескоструйкой, протравливают, царапают абразивами. Затем наносят горячий желатин или столярный клей, который заливается во все образовавшиеся царапинки и трещинки. Высыхая, желатин и клей сжимается и отрывает с верхнего слоя стекла его мельчайшие частицы. Результатом этого процесса является оригинальный узор, который очень похож на морозные разводы на окнах.
Романские витражи
История появления витражей рассказывает, что романские возникли в одиннадцатом веке и были актуальны еще целое столетие. Именно они стали первыми классическими витражами, в которых картинка складывалась из кусочков цветного стекла и профиля из металла.
Особенности романских витражей:
- позволить их себе могли не все из-за высокой стоимости, так как техника плавления и выдувания стекла была очень сложной и трудоемкой;
- появились отдельные мастера по заготовкам тонких листков стекла и специалисты по непосредственному составлению картин, что повысило качество романских витражей;
- для изготовления одной панели уходило более сотни различных кусочков, каждый из которых имел свою форму и цвет;
- витражам этой эпохи характерны такие дефекты, как наличие пузырьков, неровностей, потертостей, но это вовсе не портит их вид, а делает их особенными и по-своему прелестными.
Техника изготовления романских витражей:
- для начала мастер брал деревянную поверхность и на ней намечал рисунок своего будущего шедевра;
- затем к каждому элементу картины подбирались стеклышки (по форме и размеру);
- на нужные осколки наносили росписи натуральной краской, после их обжигали в печи для закрепления рисунка;
- составление мозаики в целое изображение происходило с помощью узеньких переплетов из свинца;
- так как окна в те времена были больших размеров (около шести метров), то для большей прочности и устойчивости одну крупную композицию составляли из нескольких панелей поменьше.
Шедевры Романской эпохи:
- голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса;
- композиция из четырех ветхозаветных пророков в Аугсбургском соборе;
- «Вознесение Христа» в Аугсбургском соборе;
- «Распятие и Воскресение» на соборных окнах в Пуатье;
- три витража Святой троицы в соборе в Шартре.
Витражи Высокого Ренессанса
До шестнадцатого века мастера изготавливали витражи по классической схеме, пока не появились такие мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Именно они оказали большое влияние на мировую культуру, в том числе и на историю искусства витража в России.
Особенности витражей Высокого Ренессанса:
- так как большинство мастеров по витражам были итальянцами, то они и стали авторами новых веяний;
- искусство данной эпохи сочетало в себе реализм, элементы европейского декорирования и громоздких форм;
- получила развитие новая техника обработки стекла, сделала его более прозрачным и чистым;
- помимо серебряной, изобрели и красную протравку;
- мастера стали отдавать предпочтение цветовому решению, а не искажению форм и чувственности изображения;
- проемы в окнах расширились еще больше и достигали гигантских размеров.
Пример витражей эпохи Высокого Ренессанса:
- «Дерево Иессея» в Бове;
- огромные окна Брюссельского собора;
- «Изгнание Илиодора из храма» в соборе в Гоуде.
Шестнадцатый век считается последним в расцвете витражей в Средневековье. Далее технологии изготовления стекол и составление картин стали очень быстро прогрессировать. Двадцатый век оказал большое влияние на методы витражного проектирования.
Монтаж своими руками
Обычно остекление, утепление и монтаж витражных окон проводят опытные специалисты. Если потребуется замена деталей, они могут быстро исправить любые неполадки. Витражное окно можно сделать самостоятельно, а также произвести его монтаж.
Сколько времени займет монтаж витража своими руками, это зависит от следующих факторов:
- вида витража;
- размера композиции и стекла;
- формы конструкции;
- метода установки;
- используемых материалов;
- сложности работы.
Витраж можно сделать частью окна, можно заменить им одно стекло из нескольких. При собирании витража в технике Тиффани его устанавливают в виде среднего окна в стеклопакет окна из ПВХ. При подготовке к монтажу следует измерить, какими будут размеры витража. Для этого замеряют проемы оконной створки и вычитают по 10 мм из его высоты и ширины. Нужно подготовить два стекла, имеющих толщину 4 мм, под размер стеклопакета.
Для сборки витража, следует выполнить следующие действия:
- положить стекло на эскиз;
- обвести рисунок по контуру;
- с помощью масляного стеклореза сделать детали;
- откусывать мелкие детали дисковыми кусачками;
- обточить фрагменты на шлифовальной машине;
- обтянуть кромку обточенной детали фольгой из меди с акриловым клеящим слоем;
- прокатать фольгу деревянной или пластиковой палочкой.
Пайку делают точечно, чтобы иметь возможность исправить дефекты в работе. После выполнения работы витраж протирают и обрабатывают по желанию патиной, благодаря которой можно придать любому изделию более благородного вида. Проводя монтаж стеклопакета, устанавливают фальцевые вкладыши с пластинами.
Если окно откидное, рихтовочные пластины ставят только снизу, расклинивание створки не проводят. При помощи утяжеленного силиконового молотка забивают штапики. На данном этапе окно с витражом можно считать установленным.
Преимущества и недостатки пленочных витражей
Рис. 12. пленочный витраж в белом цвете
Умело выполненная аппликация из разноцветной пленки с расстояния в 1 м практически неотличима от витража Тиффани или классической модели. Поэтому к достоинствам техники стоит отнести те же преимущества, что и у обычного цветного стекла:
- Оригинальное украшение интерьера;
- Возможность скрыть неприглядные объекты за окном;
- Возможность спрятаться от чужих глаз, которые наблюдают с улицы.
Пленочную цветную мозаику можно нанести на стеклопакет или другую уже готовую продукцию. Сделать это можно в домашних условиях без необходимости серьезных капиталовложений. По весу конструкция ничем не отличается от веса обычного стекла, так как пленка не несет значительного утяжеления.
Самым весомым недостатком является ограниченный срок службы. Примерно через 10 лет пленка заметно потускнеет. Хотя обычно срок службы указывается до 25 лет. Пленка достаточно хрупкий материал, который можно порезать острым предметом. А сам материал очень уступает цветному стеклу, так как он не играет красивыми бликами на солнце.
Витражные технологии
Сегодня известно более десятка различных технологий выполнения витража. Мы расскажем вам о некоторых из них.
Пленочная технология
Пленочный витраж не выполняется из отдельных стекол, сложенных в виде мозаики, он состоит из цельного стекла, на которое накладывается декоративная металлическая лента, а поверх стекла наклеивается цветная пленка. Это своего рода аппликация. Сначала выполняется эскиз витража, затем по нему готовится шаблон, по которому на стекле лентой выкладывается металлический контур рисунка. Далее внутри контура наклеиваются цветные и фактурные пленки, укладываются хрустальные элементы. Затем контур из ленты наносится с тыльной стороны. Преимущества технологии в том, что стекло приобретает повышенную прочность, благодаря наклеенной на него пленке, получается такой своеобразный «дуплекс». Этим методом изготавливаются многие витражи большой площади, а также потолочные. Пленочная технология – одна из самых простых в выполнении. Таким образом несложный витраж можно попытаться выполнить самостоятельно. В работе используется специальная пленка Rega Led и Decra Led, а также самоклеящаяся оловянная лента.
Технология Тиффани
Этот метод изготовления витражей получил имя своего изобретателя – Луиса Тиффани, жившего в Америке в XIX веке. По подготовленному заранее шаблону вырезаются разноцветные стекла нужной формы. Края этих стекол оклеиваются медной фольгой, после чего окантовка припаивается в нескольких мест. Этот метод замечателен тем, что его использование позволяет создавать объемные витражи, ведь паять фольгу можно под любым углом.
Витраж Тиффани возможно выполнить и самостоятельно, вооружившись стеклорезом, паяльником и собственным воображением.
Технология фьюзинг
Говоря русским языком, технология основана на спекании отдельных кусочков цветного стекла. Детали рисунка по подготовленному шаблону вырезают из цветного стекла, выкладывают из них рисунок, а затем помещают в печь. При температуре 850 градусов отдельные кусочки спекаются в единое целое. Технология позволяет создавать на стекле рельефные картины, которые могут быть четко очерченными или расплывчатыми. Фьюзинг – сложная технология, выполнение которой требует специальных знаний и оборудования.
Пескоструйная технология
Пескоструйным методом выполняется, в основном, матирование стекла и зеркал. Для работы необходима специальная пескоструйная установка, работающая на сжатом воздухе. Мельчайшие кварцевые песчинки, попадающие на стекло под давлением, деформируют его поверхность, оставляя на ней почти белые микроскопические углубления. Результат такого приема – матовая, почти завуалированная поверхность. Имея пескоструйную установку, выполнить такой витраж совсем не сложно. Под стекло подкладывается желаемый рисунок, а поверх стекла наклеивается прозрачный скотч, который обрезается по рисунку. Затем направленной струей песка матируется основная поверхность стекла, рисунок, заклеенный скотчем, остается прозрачным. Для этой технологии существует множество вариаций, все зависит только от вашего воображения.
Заливные витражи
Заливной витраж по виду похож на пленочный, но выполняется он не наклеиванием цветной пленки, а нанесением специальной краски на очерченный контур. Раскрашенное стекло подвергается термической обработке в специальной печи. Заливной витраж часто используется в отделке мебели.
Тиффани
Техника Тиффани названа в честь ее создателя и основателя Луиса Комфорта Тиффани, который впервые в конце 19 века создал опаловое стекло, обладающее необыкновенными эстетическими свойствами. Необыкновенный внутренний свет стекла и богатое разнообразие оттенков просто поражали воображение. В настоящее время данная техника обрела огромную популярность и востребованность в силу высоких эстетически-художественных качеств. Витражи Тиффани отличаются необычайной реалистичностью изображений и «живостью» графики создаваемых образов, что достигается путем использования даже самых мельчайших стекол, а также выпуклых и вогнутых. Вообще витражи Тиффани с художественной точки зрения сравнимы с картинами, выполненными на холсте, и представляют собой настоящие произведения искусства. Следует заметить, что техника почти полностью основана на ручном методе сборки, являясь самой настоящей авторской работой. Каждый витраж поистине уникален и индивидуален, т.к. второй раз повторить его в точности невозможно даже самому опытному мастеру-профессионалу. Процесс создания витражей Тиффани состоит из нескольких этапов:
- создается эскиз;
- эскиз разбивается на несколько фрагментов;
- детали витража вырезаются из стекла;
- стеклянные фрагменты обтачиваются на специальном станке до придания нужной формы и размера;
- каждый стеклянный элемент оборачивается медной клейкой лентой;
- детали соединяются друг с другом при помощи свинцово-оловянного припоя.
В отличие от классических витражей, витражи Тиффани не используют направляющие профили. Также технология позволяет использовать даже самые мелкие детали, что придает витражному стеклу невероятную сложность создаваемой композиции. Швы имеют разную толщину, что несомненно подчеркивает тот факт, что мозаика изготовлена вручную и является эксклюзивной и уникальной. Особо тонкие швы достигаются путем применения специальной краски, которая наносится в местах стыков стеклянных элементов, Медная основа в отличие от свинцовой позволяет скреплять детали под разными углами, создавая эффект объемных и выпуклых витражных изображений. Помимо всего прочего, витражи в технике Тиффани очень устойчивы к перепадам высоких температур и внешним воздействиям. Несмотря на то, что витражи состоят из отдельных стеклянных фрагментов, они не уступают по прочности изделиям из цельного полотна.
Стиль как отражение эпохи
Для каждой исторической эпохи характерен свой стиль. Почти все великие правители пытались увековечить себя и прославиться в веках, одни – великими свершениями, другие – грандиозными архитектурными сооружениями и удивительными новшествами в их оформлении.
В ХХ веке в России понятия стиля, как такового, практически не стало. Наиболее ярко проявившая себя в начале века эклектика сменилась хаосом под непонятными нерусскому человеку названиями – сталинка, хрущевка, коммуналка, малосемейка.
В наши дни ситуация значительно улучшается. Огромное количество недавно появившихся дизайнерских студий и компаний, предлагающих создать неповторимый, продуманный и гармоничный интерьер, работают, не покладая рук. Но, тем не менее, определенный стиль, характеризующий наше время, так и не выработан, а дизайнеры в своей работе руководствуются желаниями заказчиков, опытом предыдущих эпох и своим собственным вкусом. Поэтому не редкость такое явление, как смешение стилей или переход одного в другой, например, из классического – в модерн. Такое взаимопроникновение стилей открывает невероятные возможности для дизайнерских экспериментов, и это – несомненный плюс нашего времени.