Художественная роспись

Появление росписи

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.

Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, витража (хотя в витраже также используют приемы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике).

Ещё в античности стенные росписи выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоем воска. На рубеже XII—XIII веков наряду с техникой письма «по сухому» стали применять письмо по сырой штукатурке (фреска; альфрейная техника; гризайль; квадратура; «обман зрения»). Общее название многих разновидностей этого искусства — стенное письмо, или стенопись.

Священник и исследователь искусства П. А. Флоренский считал, что иконопись обязана своим происхождением благородному искусству древней стенописи. Иконная доска является как бы квинтэссенцией («пятым элементом» — стихией, сущностью, эфиром) стены, её поверхности, освобожденной от случайных, преходящих извне воздействий. «В живописи, — писал Флоренский, — изобразительная плоскость низводится до условного… Церковное искусство ищет себе поверхности предельно устойчивой, но уже не „как бы“, а в самом деле крепкой и недвижной. Изображение же должно содержать момент равносильной крепости этой плоскости, равный ей по силе и потому, следовательно, могущий принадлежать непосредственно церковному сознанию, а не отдельным лицам, и момент текучей индивидуально творческой, женственной восприимчивости. Неправильно было бы заключить, что стенописное, как и иконописное, изображение должно непременно обладать качествами плоскостности, однако воображаемая (концептуальная) глубина изображения, в отличие от живописи, в этом искусстве согласуется с осязательными — тактильными ощущениями. В практической работе иконописцы росписью именуют только прорисовку контуров доличного письма тёмной краской».

Термин «роспись» применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей (см. батик).

Темперные краски

Классическая роспись по дереву осуществляется темперой. Она изготавливается на клеевом растворе или яичном желтке. Использовалась она еще в древности, потом была вытеснена масляными составами. Именно ею пользовались в иконописи. Даже рисунки в саркофагах фараонов Древнего Египта сделаны темперой.

Темперные краски хорошо разводятся и смываются водой. Они хорошо сохраняют цвет и не трескаются. В тюбиках они не густеют и не загнивают, но для этого нужно их правильно хранить. В домашних условиях готовят яичную или желтковую смесь, в промышленных условиях — акриловую, восково-масляную, клеевую. Сегодня можно приобрести матовые, полуматовые и глянцевые эмульсии. Налажено производство темперных красок в наборах и отдельных тубах. Эту универсальную профессиональную краску используют самые требовательные художники не только для росписи по дереву, но и для пейзажей на холсте, миниатюр на камне.

Обвинская роспись

В середине 19 столетия на реке Обве зародилась собственная роспись по дереву. И все те же старообрядцы поспособствовали возникновению художественного направления. Главный узор промысла – обвинская роза, цветок с 8 лепестками, символизирующий солнце и саму жизнь. Означала эта роза и сочетание верхнего и нижнего миров, т.е. духовного и материального начала.

В обвинской росписи главная роза становилась центральным элементом, такие же цветки рисовали в верхней части лопати, а также у соединения с ножкой прялки. В орнаменте обвинских прялок выделить можно следующие цвета: зеленый и синий, яркий голубой, красный, оранжевый, белый, почти черный. Фон обычно был более холодным, растительные же мотивы всегда теплее по колористическому решению. Но и обратные композиции встречаются.

Особенности

Стенная роспись варьируется в широком спектре художественных стилей – от примитивно-анимационного граффити до настоящих произведений искусства. Любая роспись стен органично вписывается в общее пространство с мебелью, текстилем, декоративными деталями, если оно не захламлено и не загромождено излишними элементами и предметами обихода.

Приятные особенности этого техники облагораживания квартир, помещений в частном доме, камерных кабинетов и громадных залов в общественных зданиях многочисленны и не нуждаются в особой рекламе.

Многие дизайнеры уверены, что живопись на стенах – органичная часть человеческой природы, своего рода генная память, которая ведет свою историю от наскальных рисунков, времен, когда домом людям служила пещера.

Жажда творчества и стремление к прекрасному – вот два импульса, побуждающие человека к созданию креативного, оригинального или самобытного оформления жилого пространства, и интерьерная живопись – отличный способ, со множеством весомых преимуществ:

  • создать декоративное панно можно, воспользовавшись услугами художника или дизайнера;
  • утолить свое стремление к созданию прекрасного получится даже при наличии минимальных способностей;
  • для вариабельных стилей интерьера можно использовать разные техники, органично вплетающиеся или, наоборот, контрастно противоречащие;
  • это прекрасный способ привнесения индивидуальности и неповторимости даже в обстановку малометражной квартиры, не говоря уже о просторных гостиных загородного дома, гостевых спальнях, уголках отдыха;
  • нет никаких ограничений в выборе места размещения (если свободное пространство позволяет, то лучше выбирать зоны вне досягаемости прямых солнечных лучей, но и не в темном уголке);
  • применяемые техники дают возможность сделать изображение плоским или выпуклым, ярким или черно-белым, расширяющим пространство или зрительно уменьшающим пустое слепое пятно в интерьере.

Есть некоторые нюансы, предписывающие выбор разных по исполнению и по художественным средствам техник. В интерьере многое зависит от стилевых предпочтений, материала стен (хотя в современных условиях под живопись можно сделать отдельное покрытие), степени освещенности помещения и его конфигурации.

Все это требует строгой продуманности, планирования размещаемых предметов обстановки, основного целевого предназначения помещения.

Шенкурская роспись

Она тоже является северной, но от родственных художественных направлений она прилично отличается. Ей присущ яркий фон, красный или оранжевый, насыщенная цветовая гамма с белым цветом для оживки и черным для орнамента.

Отличительные черты шенкурского промысла это:

  • стилизованные цветочные мотивы, геометризированные формы розеток;
  • узнаваемый узор – три свободных цветка, шесть не вырисованных лепестков (они выполняются легкими мазками), срединный завиток из травки;
  • домовая роспись более четкая и графичная;
  • преимущественно используются образы вечного обновления природы;
  • орнаментальность этих узоров требует от художников даже каллиграфических навыков.

Изучать русские промыслы можно по декорированным деревянным доскам и прялкам, расписным тарелкам и мебели, подносам и сундукам. Что такое роспись, эстетическая потребность человека в декорировании или сакрализация предметов быта? Ответить на этот вопрос может каждый для себя, потому что продуктами русских промыслов можно не только любоваться. Их можно расшифровывать, изучать и делать очень любопытные культурологические открытия.

Методы нанесения краски

Опытный мастер уже быстро сможет нанести шедевр на дощечку. Начинающим художникам можно использовать наши подсказки и воспользоваться одной из технологий:

  • точечной;
  • с использованием изготовленных трафаретов;
  • рисунком по эскизу.

Точечная технология позволяет создавать шедевры на деревянных изделиях начинающим художникам. Достаточно на эскизах расставить специальные точки, которые помогут перенести рисунок на основную поверхность. Это что-то похоже на то, как в младших классах обучают рисовать по линиям. Чем больше точек будет нанесено, тем четче и выразительнее будет картинка. В конце рисунок разукрашивают и доводят до финала.

Самым простым считается трафаретный метод. Сначала берут купленный или изготовленный трафарет, прижимают его к изделию, обводят карандашом и приступают к разрисовке. Рисовать с помощью шаблона очень просто.

Иногда прежде чем сделать рисунок на деревянной заготовке, делают пробный эскиз на бумаге. Это позволяет экспериментировать с самыми разными узорами: абстракциями, геометрическими фигурами, профессиональными набросками.

С помощью темной или белой копировальной бумаги также можно наносить рисунки на деревянные изделия. Копирка позволяет сделать аккуратный рисунок. Каким бы методом вы ни воспользовались, полученные изделия станут хорошим подарком или украшением для дома.

—Рубрики

  • *01 ШИТЬЁ (363)
  • Блузки и рубашки (25)
  • Брюки (9)
  • Детям (30)
  • Для дома (58)
  • Домашняя одежда (7)
  • Журналы (5)
  • Костюмы (1)
  • Моделирование (32)
  • Мягкая игрушка (1)
  • Нижнее белье (2)
  • Обувь (3)
  • Одежда Мода Стиль (29)
  • Основной крой (7)
  • Пальто (4)
  • Платье (61)
  • Программы (2)
  • Разное (24)
  • Спортивная одежда (1)
  • Сумки (14)
  • Швейные операции и Технология обработки (38)
  • Юбки (46)
  • *02 ВАЛЯНИЕ (201)
  • Аксессуары (18)
  • Головные уборы (12)
  • Жакеты и жилеты (12)
  • Журналы (3)
  • Игрушки. Идеи (3)
  • Идеи (11)
  • Интерьер. Разное (4)
  • Материал (14)
  • Обувь (15)
  • Палантины, шарфы (26)
  • Платье (6)
  • Приемы, советы, техника валяния (82)
  • Сумки (13)
  • Цветы (9)
  • Юбки (3)
  • *03 ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (309)
  • Болеро (20)
  • Варежки, носки (5)
  • Детям. Шапочки (1)
  • Головные уборы и шарфы (63)
  • Джемпер, Пуловер (61)
  • Для мальчиков (6)
  • Жакеты, кадиганы, кофты (22)
  • Жилеты, безрукавки (29)
  • Журналы (3)
  • Пальто, накидки, комплекты (28)
  • Платья (12)
  • Приемы и Техника вязания (28)
  • Свитера (10)
  • Туники (14)
  • Узоры (23)
  • Юбки (1)
  • *04 ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (280)
  • Сумки (21)
  • Блузки (6)
  • Болеро (10)
  • Головные уборы (20)
  • Жакеты (41)
  • Жилеты (5)
  • Журналы (9)
  • Кардиганы (25)
  • Пуловеры, джемпера (18)
  • Разное (20)
  • Техника вязания и узоры (53)
  • Топы (25)
  • Туники (17)
  • Юбки, платья (33)
  • *05 ВЯЗАНИЕ из МЕХА (3)
  • *06 ВЯЗАНИЕ НА ВИЛКЕ (2)
  • *07 МАШИННОЕ ВЯЗАНИЕ (7)
  • Мастер класс (2)
  • *08 БАТИК (9)
  • *09 МАКРАМЕ (1)
  • *10 ВЫШИВКА (6)
  • *11 БИСЕР (6)
  • *12 КУКЛЫ И ИГРУШКИ (148)
  • 01-Тильда (3)
  • 02-Куклы текстильные (21)
  • 03-Куклы интерьерные (29)
  • 04-Из полимерной глины (23)
  • 05-Игрушки текстильные (26)
  • 06-Из войлока (27)
  • 07-Вязанные (3)
  • 08-Дома, пано, интерьеры (6)
  • 09-Мотанки (4)
  • 10-Куклы обережные и обрядовые (15)
  • Пасхальные (1)
  • Разное (14)
  • *13 ЭЗОТЕРИКА (28)
  • Обереги (22)
  • Практики (6)
  • *14 ЛЕПКА (24)
  • Полимерная глина (5)
  • Гипс (1)
  • *15 ДЕКОР И ДИЗАЙН (111)
  • Интерьер (18)
  • Декорирование (6)
  • Бижутерия и аксессуары (3)
  • Яичная скорлупа (2)
  • Камень (1)
  • Декупаж (10)
  • Дерево (8)
  • Картон (4)
  • Лампы и абажуры (1)
  • Мебель (8)
  • Мешковина и джут (1)
  • Папье-маше (3)
  • Плетение (6)
  • Роспись по камню (4)
  • Скульптура (15)
  • Текстиль (12)
  • *18 ЖИВОПИСЬ (104)
  • Акварель (8)
  • Иллюстрации (24)
  • Компьюторная графика (1)
  • Современные художники (44)
  • Уроки рисования (11)
  • Художники 18-19 веков (9)
  • *19 УРОКИ РИСОВАНИЯ (49)
  • Другие техники (11)
  • Техника «Один мазок» (8)
  • Художественная школа (30)
  • *20 ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (76)
  • — Уроки росписи (10)
  • Нэцкэ (2)
  • Витражная роспись (2)
  • Гжель (5)
  • Городецкая роспись (1)
  • Жостовская роспись (1)
  • Златоустовская гравюра (3)
  • Игрушки (3)
  • Иконопись (1)
  • Кемеровская роспись (1)
  • Лаковая миниатюрная живопись (16)
  • Мезенская роспись (4)
  • Палех (1)
  • Петриковская роспись (7)
  • Тотечная роспись (13)
  • Хохлома (7)
  • *28 СЛАВЯНСТВО (8)
  • История русского костюма (5)
  • Славянская мифология (3)
  • *29 ИНТЕРЕСНОЕ (11)
  • Пища Богов (9)
  • Тайны мира с Анной Чапман (2)
  • *30 КУЛИНАРИЯ (111)
  • Печенье и пироженное (13)
  • Сдоба (6)
  • Хлеб (6)
  • Блюда из птицы (4)
  • Блины и оладьи (1)
  • Десерты (3)
  • Домашнее консервирование (11)
  • Кексы и сладкие пироги (20)
  • Мясные блюда (6)
  • Пироги и пирожки (5)
  • Рулеты (1)
  • Рыбные блюда (10)
  • Салаты (19)
  • Супы (1)
  • Торты (10)

Оживка в росписи птиц

Оживка на пташке выполняется белой краской, используется специальная тонкая художественная кисть.

Какие элементы присуще оживке:

  • Штрихи – разнятся по длине и ширине. Кисточку в руках нужно держать отвесно, едва касаясь листа кончиком кисти, нужно провести линию в начале и конце с определенным нажимом посреди.
  • Капельки. Их делают методом примакивания: бок кончика кисточки плавно и легко прикасается к бумаге, на ней остается след в виде капли.
  • Дуга. Кисточка держится перпендикулярно листу бумаги, вначале наведения дуги кисть едва прикасается к бумаге, затем на инструмент нужно сильно нажать, и вновь перейти к тонкой линии.
  • Точки можно поставить обратной стороной кисти.

Художник, рисующий разные элементы и, в особенности, переходящий к оживке, должен «набить руку». Расчетливые, уверенные и твердые движения – вот что даст максимально приближенный к каноничному рисунок

Очень важно, чтобы в рисунке перьев появлялся ритм, чтобы птица на предмете росписи становилась динамичной. У зрителя должна такое впечатление создавать городецкая роспись: птица с цветами вокруг себя будто скоро пустится в пляс, или взлетит на забор и пропоет свою утреннюю песенку

Рекомендуем познакомиться с еще одним популярным изображением городецкой росписи, прочитав статью: «Роспись городецкой лошадки — поэтапное описание, мастер-класс».

Узнаваемый, с детства любимый сюжет – прекрасная сказочная птица в обрамлении цветущего великолепия – может украсить кухонную утварь (разделочные доски, лопатки, хлебницы). И такая пташка станет символом добрых вестей, которые постоянно будут прилетать в ваш дом.

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) — это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое «белье», а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по дереву в этом случае неотделимы – они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки — русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Карельская роспись

В Карелии расписывали ларцы, прялки, сундуки, филенки и дуги. Растительный мотив доминирует в этом виде росписи. В основе композиции чаще всего украшенное розами дерево в окружении листьев и приписок.

Особенности карельской росписи:

  • выполняется масляной краской в свободной кистевой манере;
  • среди цветов доминируют зеленый, земляной, охра;
  • письмо всегда ведется по цветному фону;
  • местный природный колорит небогат (кора дерева, стертый в порошок камень, цветы и травы, ягоды), но его теплота и естественность отличают это направление.

Столетиями поколения отшлифовывали традиционные мотивы: трехлепестковый росток, сказочные розы и тюльпаны с местными растительными вкраплениями (шиповник – северная роза), кустиками клюквы и морошки. Любят карельские узоры за их простодушие, наивную манеру письма и отображение местной скромной природы.

Воспользуйтесь генератором подписей онлайн

Популярные бесплатные генераторы:

  • Podpis-Online. Помогает подобрать подпись только по ФИО, выдает более 20 вариантов.
  • Megagenerator. Работает на имени, фамилии, создает любое количество подписей (выдает по 5 штук). Есть компактные и крупные варианты, но шрифты часто непривлекательные.
  • Ultragenerator. Программа требует ФИО, способна сгенерировать прикольные варианты с завитушками, росчерками. Выдает только 12 подписей – больше сделать нельзя.
  • MyLiveSignature. Англоязычный генератор, который предлагает 120 шрифтов, но завитков и росчерков нет. Программа выбирает угол наклона, размер, сохраняет электронный вариант. Минус – работает только с латиницей.
  • OnlineSignature. База содержит 13 шрифтов, 11 видов наклона, можно выбрать цвет, размер. Программа создает электронную подпись для документов.

Гжель. Поиск глины для фарфора

Гжель как искусство художественной росписи родилась на территории современного Раменского района Московской области. Встарь эти места назывались Гжельской волостью, и на этой местности раскинулись села Бохтеево, Володино, Гжель, Кузяево, Новохаритоново, Турыгино.

Вплоть до XVII века местные крестьяне производили из глины сравнительно примитивную поливную посуду. Ситуация изменилась благодаря промышленной разработке местных глин, пригодных для производства фарфора. Точкой отсчета стало распоряжение царя Алексея Михайловича обнаружить «глины, пригодные» для производства аптекарских сосудов — в 1663 году.

Опыт удался, с 1710 г. аптекарский приказ начал пользоваться здешним сырьем. Аптекари нахваливали качество глин, и настал момент, когда ими заинтересовались промышленники. Их интересовало сырье, пригодное для производства фарфора. По указу царя в 1844 г. создали комиссию, в которую вошли собственник фарфорового завода в Москве Афанасий Гребенщиков и инженер Порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов, получивший горноинженерное образование в Марбургском университете. Пять лет искали нужную глину. В 1849 году после восьми месяцев изысканий были добыты глины, из которых произвели первоклассный фарфор. Об их качестве высоко отозвался сам М. В. Ломоносов, соученик Виноградова.

Особенности акрилового покрытия

Вам интересно, какими красками лучше рисовать по дереву? Удобнее всего для занятий народным творчеством пользоваться акриловыми средствами. После засыхания акрила образуется нерастворимая пленочка, позволяющая не покрывать изделие лаком. У акрилового средства прекрасная укрываемость. Оно подходит не только для дерева, но и для стекла, кожи, металла.

Акриловая краска хороша тем, что разбавляется обычной водой. Сегодня в магазинах продается огромный ассортимент оттенков акрила в тюбиках. Краска абсолютна не токсична, подходит даже для нанесения временных татуировок. Золотистым цветом часто преображают мебель и рамки картин. Эта эмульсия может быть глянцевой и матовой, характеризуется быстрым высыханием.

Мотивы, узоры в росписи

Этот промысел отличает удивительная гармоничность и цельность. Самая популярная композиция – букет. Это вертикально ориентированное изображение на изделии, уравновешенное по цветовой массе от композиционного центра. Зритель видит квадратное поле с росписью, которое сверху и снизу ограничено полосками.

Интересно, что в каждом селе была своя специализация – в одном мастера расписывали коромысла, в другом – деревянные чаши, в третьем – прялки. Особенно востребованной стала роспись берестяных бураков. Тагильские бураки стали вершиной этого направления. Бураки делились на два типа – шпаклевка или полушпаклевка. Полушпаклевку перед окраской фона шпаклевали медом и столярным клеем. А шпаклевку перед нанесением фона грунтовали и выглаживали.

Но во второй половине 19 века мастера начинают активно рисовать человека. Это были сюжетные композиции, которые связаны с мечтами о лучшей жизни, о простых радостях. Находилось место и для выражения собственных переживаний через роспись.

Отдельного описания заслуживает домовая уральская роспись. Художник переезжал из волости в волость, расписывая дома крестьян, и вынужден был подчиняться запросам местного населения. Потому в формирования стиля домовой росписи присутствует большая подвижность, гибкость.

Внимание! Символико-поэтическая система росписи связана с языческими представлениями о мироздании. Круг – центровая фигура, знак солнца и жизни

Мотивы потолка в доме с росписью связаны были с небесным светилом. Круги-венки помещались на потолке в доме, становились его оберегом.

Что дает роспись стен? Функциональная составляющая

Помимо очевидных декоративных преимуществ, которыми обладает художественная роспись высокого качества, имеет смысл остановиться на конкретных практичных деталях.

Роспись на стенах имеет важное функциональное назначение

Мастер сможет расставить четкие акценты, ненавязчиво заострить внимание на наиболее выигрышной зоне, добиться визуального изменения параметров комнаты, скрыть некачественную отделку стен или замаскировать не совсем удачные особенности архитектуры

Опытный Мастер может все! Ему доступно воспроизведение визуального пространства, наполненного прозрачным воздухом и жизнеутверждающим светом, ощущение «приподнятости», завораживающей высоты, глубины и комфортного зонирования с разграничением на функциональные сегменты. Настенное изображение всегда привлекает взгляды, вызывает восхищение и никогда не надоедает!

барельеф под роспись в Москве

роспись стены с барельефом в Москве

роспись стены в Москве с видом на Таллин

роспись стен бассейна в Москве

бассейн в Москве

барельеф под роспись в Москве

роспись стены в Москве с небольшим рельефом

Художественная роспись стен или фотообои?

Нередко можно услышать мнение, что современные реалистичные фотообои с высоким качеством печати прекрасно заменяют рисунок даже самого талантливого художника. Это и значительно быстрее, и проще, тем более что в специализированных магазинах предлагается большое количество продукции для широкого потребителя с различными сюжетными картинками на любой вкус и кошелек.

Не буду спорить – поклейка обоев действительно не займет у вас много времени, в отличие от трудоемкой и скрупулезной художественной росписи. Но настенная роспись – не ширпотреб! Это творчество, длительный, кропотливый и тонкий труд, требующий не просто высокого мастерства Мастера, но и вложения частички его души. Тогда и только тогда получится действительно уникальный результат.

Что выбрать – решаете только вы сами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector