Сколько весит европаллета 1200х800 из дерева

Виды европаллетов

Согласно ГОСТу существуют следующие виды европаллетов:

  1. Универсальный европаллет — предназначен для перевозки в основном широких грузов;
  2. Четырёхзаходный европаллет — конструкция этого вида европаллета устроена таким образом, что вилочный погрузчик может подхватить его с любой из четырёх сторон;
  3. Специализированный европаллет — создан специально для перевозки особых грузов с ограниченной номенклатурой;
  4. Двухзаходный европаллет — в отличие от четырёхзаходного европаллета к двухзаходному имеется подход вилочного погрузчика только с двух противоположных сторон;
  5. Плоский европаллет — обычный поддон без каких-либо предварительных надстроек.

Итак, выше были перечислены основные виды европаллетов.

Что касается их размеров, грузоподъемности и других характеристик, то об этом можно прочесть ниже.

Размеры европаллета

Стандартными размерами европаллета считаются размеры в 1200 на 800 мм. Однако, следует знать, что всего в мире существует несколько стандартов, поэтому размеры европоддона могут быть совершенно разными. Как было сказано выше, самой большой востребованностью пользуются европейские паллеты размером в 1200х800 мм. Изготовленный по европейским стандартам европаллет имеет соответствующую маркировку вида «EUR».

Высота стандартного европаллета 145 мм, а максимальная грузоподъёмность, колеблется в пределах 2-х тонн. Гораздо большей грузоподъёмностью обладают так называемые FIN европаллеты (финские), их грузоподъёмность свыше 2,5 тонн. FIN европаллеты также соответствуют европейским стандартам. При этом их ширина составляет 1200 мм, а длина несколько больше — 1 метр.

В зависимости от материалов изготовления, все европаллеты подразделяются на сорта. Существует высший, первый и второй сорт европаллетов.

Так, например, европаллеты высшего сорта, практически не имеют каких-либо изъянов в материалах изготовления. Кроме того, такие европалеты используются не более 2-3 раз. К первому сорту европаллетов недопустимо применение ремонта, а вот второй сорт европаллета, допускает наличие на поддонах небольших дефектов в виде трещин, а также различные потемнения и загрязнения.

Следует знать, что паллеты широко востребованы во многих европейских странах. Данный вид тары значительно упрощает работы, связанные с погрузкой-выгрузкой, хранением и доставкой всевозможных грузов: по морю, воздуху, автомобильной и железной дороге.

Какие древянные паллеты лучше выбрать

Контейнеры разных размеров загружаются согласно предварительных расчетов, исходящих из размеров стандартных паллет. Для загрузки транспортных средств также используют определенные расчеты, в которых учитывают не только размеры поддонов, но и параметры транспорта

Очень важно, чтобы груз, который стоит на паллете, не выступал за ее края и был надежно закреплен или уложен особым образом. Кроме того, поддоны должны быть достаточно прочными и выдерживать расчетный вес груза

Проверенные поставщики

  1. ПаллетТрейд – производство с 1996 года
  2. БизнесПаллет
  3. Детинец – производство и продажа паллет

Паллет (поддон) – прямоугольная подставка для груза, где имеются специальные вырезы для захватывания вилочным погрузчиком или штабелером и выступы для строп, используемые при перемещении груза с помощью подъемного крана. Это приспособление для грузовых перевозок укрупненных, скомпонованных единиц груза.

Главные критерии определения качества изделий

Разберемся, какие факторы имеют самое большое значение для деревянных поддонов:

Используемая древесина Самые качественные варианты изготавливаются из твердых пород дерева, чаще всего это береза либо акация, срок службы данных вариантов составляет около 5 лет, но и цена намного выше более бюджетных решений. Что касается экономичных изделий, то они собираются из сосны и других хвойных пород, их надежность гораздо ниже, и служат они намного меньше
Толщина элементов

Для того чтобы конструкция могла выдерживать значительные нагрузки, минимальная толщина используемой для сборки доски должна составлять не менее 20 мм, чаще всего применяется вариант в 25 мм.

В более дешевых вариантах могут иметься значительные отклонения, что касается добротных изделий, то в них настил всегда имеет толщину от 20 до 25 мм

Сортность Ниже мы рассмотрим данный критерий более подробно, а тут лишь отметим, что от сорта во многом зависит надежность элементов, ведь чем он выше, тем меньше изъянов в изделии и тем качественнее используемые для его изготовления комплектующие
Состояние Если вам нужно приобрести добротные изделия и при этом вы хотите сэкономить, то наилучшим вариантом станут бывшие в употреблении единицы. Чаще всего их прочность практически не уступает новым, просто они использовались определенное количество раз и могут иметь загрязнения, а также небольшие повреждения, которые неизбежно возникают при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке

Типоразмеры изделий могут быть какими угодно, но есть несколько стандартов, которыми пользуются все крупные организации

Каков вес американского паллета?

Все параметры, которым должно соответствовать такое изделие обязательно соответствуют документам стандартизации США UNIFORM STANDART FOR WOOD PALLETS.

Такие стандарты контролируются NWPCA (National Wooden Pallet Container Association). На российском рынке чаще всего предлагаются модели с габаритами 1200 Х1200.

Важным условием исполнения этих стандартов становится соответствие изделий требованиям Международного комитета по защите растений. Это становится гарантией успешной перевозки грузов, находящихся на американских паллетах, через любые границы.

Для получения подтверждения требованиям комитета каждое изделие выполняется из древесины, толщиной 6 мм, которая проходит тщательную предварительную обработку. В том числе подвергаются термическому воздействию, полностью уничтожая вредоносные микроорганизмы и споры растений, которые могут быть не рекомендованы к попаданию на территорию другого государства.

В эти стандарты не включается вес американского паллета. Вес любого вида этих изделий не стандартизуется. В том числе за счет того, что сегодня эти изделия изготавливаются из различного материала от дерева до пластика.

На практике вес американского паллета колеблется в среднем от 15 до 20 килограмм в зависимости от того, из чего он выполнен. При использовании двухнастильных паллетов, нужно настраиваться при расчете загрузки на то, что их вес составляет около 40 килограмм. Изделие выдерживает нагрузку до 1000 килограмм.

Использование паллет

Паллеты широко используются во многих странах

При использовании паллет рекомендуем обратить внимание на следующее:

  • Существует два основных типа паллет: европаллета и стандартная паллета. Размер европаллеты — 800×1200мм, а стандартной паллеты — 1000×1200мм.
  • В 20-футовый контейнер может быть загружено 11 европаллет или 9-10 стандартных паллет в один ярус (см. рис.). * В 40-футовый контейнер может быть загружено 23-24 европаллет или 20-21 стандартных паллет в один ярус (см. рис.).
  • Деревянные паллеты должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес трёх ярусов.
  • Картонные коробки не должны выступать за края паллеты.

Новые и б/у поддоны 1200 х 800. Виды и стандарты

Поддоны 1200 х 800 – это стандартная базовая тара для штучных грузов, которая представляет собой настил из деревянных досок (сосна, ель, лиственница, лиственные породы дерева), которые крепятся к девяти шашкам с помощью гвоздей, винтовых или еврогвоздей.

Такой паллет 800 х 1200 имеет:

  • типовые габариты под кузов еврофуры;
  • вес – 10-20 кг;
  • грузоподъемность – 500-2000 кг.

Назначение этого вида тары – компактное размещение, ручное/машинизированное складирование, хранение и транспортировка штучных грузов, которые упаковываются в термоусадочную пленку и крепятся к поддону монтажной лентой.

Современные деревянные поддоны 1200 х 800 мм принято разделять на:

  • Новые – еще не бывшие в эксплуатации и имеющие оптимальные технические характеристики;
  • Бывшие в употреблении (б/у) – использовавшиеся 1-2 раза (1 сорт) или 5-7 раз (2 сорт).

В зависимости от грузоподъемности, паллеты 800 х 1200 мм могут иметь несколько модификаций:

  • типовые – весом до 20 кг и грузоподъемностью до 1000 кг (машинизированное складирование);
  • облегченные – весом до 10 кг и грузоподъемностью до 800 кг (машинизированное и ручное складирование);
  • легкие – весом до 10 кг и грузоподъемностью до 500 кг (ручное складирование);
  • европоддоны – весом до 10 кг и грузоподъемностью до 2000 кг.

Большинство модификаций поддонов 1200 х 800 мм производится в РФ, соответствует ГОСТ 9557-87 или 9078-84, и предназначено для внутренних грузоперевозок. Для перевозки грузов за границу можно использовать только европоддоны стандарта UIC435-2, которые выпускаются иностранными производителями, маркируются клеймами EUR, EPAL и «колосок» (знак фитосанитарного контроля). Связано это с тем, что Россия не входит в Европейскую ассоциацию производителей паллет и не имеет права на маркировку тары клеймами евростандарта.

В тоже время, требования к поддонам для внутренних перевозок минимальны, что делает стоимость тары существенно ниже и позволяет оптимизировать транспортные расходы.

Для работы на внутреннем рынке

Для работы на внутреннем рынке обычно подходят любые паллеты — выбор определенного типа и сорта зависит целиком от производителя. Кроме сертифицированных евро- и финпаллет существуют грузовые не одноразовые паллеты следующих сортов:

Не сертифицированная европаллета 800х1200х145мм

  • по размерам и конструкции абсолютно идентичны сертифицированным евро-паллетам, включая все допуски и фаски;
  • использованы винтовые гвозди;
  • толщина доски 22мм;
  • от сертифицированной европаллеты отличается отсутствием фирменного клейма.

Паллета 800х1200х145мм, первый сорт

по конструкции выполнены аналогично европаллетам, но могут варьироваться размеры досок и брусков;
использованы винтовые гвозди;
толщина доски 20-25мм;
сняты фаски на углах паллета;
расстояние между досками настила не более 50 мм;
не имеет значительных загрязнений и потемнений древесины от времени.
Паллета 800х1200х145мм, второй сорт

по конструкции выполнены аналогично европаллетам;
могут быть использованы как винтовые, так и строительные гвозди;
толщина доски 20-25мм;
отсутствуют фаски на углах паллеты;
расстояние между досками настила не более 50 мм;
допускаются небольшие загрязнения и потемнение древесины от времени.
Паллета 800х1200х145мм, третий сорт

выдержаны основные размеры паллеты 800х1200 мм, остальные размеры могут варьироваться и не имеют единого стандарта;
толщина доски 15-25мм;
отсутствуют фаски на углах паллеты;
использованы строительные гвозди;
допускаются загрязнения и потемнение древесины от времени.
Паллета 1000х1200х145мм

по размерам и конструкции выполнены аналогично сертифицированным финпаллетам;
могут отсутствовать фаски;
могут быть использованы обычные гвозди вместо винтовых;
толщина доски 15-25мм.
Специальные виды паллет

пластиковые стандарта EUR;
деревянные стандарта СР;
Triplett;
металлические EUR-боксы.

Сорта паллет

Если Вы отправляете производимые товары за рубеж или используете производственные линии с жёсткими требованиями к используемым паллетам, то, вполне вероятно, Вам понадобятся сертифицированные европейские или финские паллеты. Они изготовлены в соответствии с принятыми в странах Европы ГОСТами, о чем свидетельствует наличие клейма на каждой паллете. По состоянию эти паллеты делятся на три сорта:

  • практически новые, белые, крепкие паллеты;
  • без сколов и трещин;
  • были использованы не более трёх раз.
  • белые, крепкие паллеты;
  • без сколов и трещин;
  • не были подвергнуты ремонту.
  • допускаются небольшие загрязнения, и потемнение древесины от времени;
  • допускаются небольшие трещины и сколы (но не более 3см в ширину и 30см в длину);
  • часть из них может быть после ремонта.

Конструкция и размер европаллета (EUR)

Вообще, в Европе в ходу несколько размеров паллет, но чаще всего применяются так называемые «стандартные». Размер европаллета этого типа в миллиметрах — 1200*800*144 мм, вес европоддона до 35 кг.  Загрузить можно до 600 кг.

Конструктивно европоддон состоит из верхнего и нижнего настила, состоящего из пяти досок: двух узких — шириной 100 мм и трех широких — 145 мм, толщина досок — 22 мм. Широкие расположены по краям и в середине, узкие между ними.

Габариты европаллета и его конструкция с указанием размеров

Два настила соединяются при помощи отрезков бруса (применяют еще МДФ) — шашечек. Их размеры — 100*145*78 мм. Они обеспечивают пространство для ввода погрузочной платформы вилочного погрузчика.

Шашечки располагают по три в ряду на расстоянии 382,5 мм друг от друга. Три штуки шашечек соединяются досками нижнего настила в один ряд. Для нижнего настила требуется две узких доски (первый и последний ряд) и одна широкая. Отличие их от материала для верхнего настила — наличие фаски для более легкого ввода погрузочной платформы. По краям на европаллете фаска должна быть обязательно.

Ряды между собой соединяются промежуточными планками. Параметры этих досок — 145*22 мм и длиной 800 мм. Они формируют из рядов прямоугольную платформу и служат опорой для укладки верхнего настила.

Габариты европаллета типа «размер» и «стандарт». В каждом варианте размер паллета одинаков, отличаются «шашечки»

Этот тип европаллета называют «стандарт». Есть еще евро размер. Он отличается меньшими размерами шашечек, соответственно, имеет меньшую грузоподъемность — до 400 кг.

Маркировка паллет евро образца

Еще пару слов стоит сказать о маркировке. Для обозначения стандарта на угловой шашечке выжигают клеймо: слово EUR заключенное в овал. На других шашках тоже стоит маркировка. Там отображается информация о производителе, серии, номере партии, о прохождении санобработки. Деревянная тара без обработки таможню не проходит.

Преимущества и недостатки паллет

Несмотря на наличие некоторых недостатков описываемой тары, преимуществ у нее определенно больше, потому начнем с них.

Преимущества использования деревянных поддонов

  • Груз на паллетах способен погрузить и выгрузить один человек с вилочным погрузчиком. Они бывают двух типов – автопогрузчик для больших объемов груза, и ручной – для малых. Соответственно, уменьшаются затраты как времени, так и денежных средств, ведь зарплату нужно платить только одному грузчику.
  • Перевозка на деревянных поддонах обеспечивает грузу максимальную безопасность. При правильном размещении и креплении груза на паллете, он никогда не рассыплется и не деформируется при перевозке. Даже на очень плохой дороге.
  • Помимо безопасности от повреждений, перевозка на паллетах также практически сводит на нет возможность пропажи или воровства груза. Тщательно запакованный и закрепленный на паллете груз не так просто достать, еще и так, чтобы это было незаметно. Это же касается ненамеренной пропажи. Можно при погрузке забыть пару ящиков, но не целую паллету.
  • Загруженную по максимуму паллету с упакованным и закрепленным на ней грузом называют крупной грузовой единицей. И именно такими единицами, согласно правилам безопасности морских перевозок, можно перевозить грузы морем.

Недостатки использования деревянных поддонов

  • Габариты и вес деревянного поддона отнимают часть грузового пространства. В большой грузовик можно вместить тридцать три паллеты. В этом случае их вес составит около тонны, что необходимо учитывать при расчете веса самого груза, чтобы не превысить предел грузоподъемности машины.
  • Деревянный поддон стоит денег. В зависимости от сорта и количества, цена может варьироваться в среднем от сотни, до четырех сотен рублей.
  • Паллеты не одноразовые, и это можно считать и плюсом, и минусом. Плюс в том, что их можно использовать снова. Минус в том, что паллеты приходится возвращать на место отгрузки. Чаще всего при регулярных поставках получая новый груз, можно отдать старые паллеты.

Перевозка и хранение тротуарной плитки

Тротуарная плитка — это объемный и довольно тяжелый строительный материал. И он имеет определённые требования к перевозке и хранению, которые необходимо знать каждому покупателю. В этой статье мы расскажем, как правильно перевозить и хранить тротуарную плитку.

Как правильно перевозить тротуарную плитку

Тротуарная плитка обычно грузится на паллеты для удобства транспортировки, загрузки и разгрузки с борта грузового автомобиля. Вес одной паллеты тротуарной плитки — больше 1 тонны. Размер поддона составляет 1 х 1,2 метра. Обычно на одну паллету кладут не более 10 квадратных метров изделия.

На перевозку плитки влияют разные факторы:

  • Количество приобретаемого строительного материала,
  • Самовывоз или пользование услугами перевозчика,
  • Очерёдность проводимых работ при мощении площадки.

При обустройстве площадок из тротуарной плитки обычно в первую очередь производится установка бордюров. Поэтому чаще всего первыми на стройку доставляют бортовые камни, а затем только тротуарную плитку.

При доставке большого количества плитки необходимо запланировать выделение места для разгрузки на строительном объекте. Обычно такой строительный материал доставляют бортовым грузовым автомобилем с манипулятором. Для разгрузки нужно обеспечить свободное пространство для работы стрелы манипулятора. Разгруженная плитка должна стоять рядом с площадью мощения, а не непосредственно на ней.

Для грузовика необходимо обеспечить подъездные пути. На них не должно быть уязвимых мест, где грузовик мог бы забуксовать и застрять.

Обязательно проверяйте, чтобы на поддоне тротуарная плитка была уложена слоями: лицевая сторона к лицевой, черновая сторона к черновой. Так при перевозке не поцарапается гладкая лицевая сторона плитки.

Как правильно хранить тротуарную плитку

Зачастую, тротуарную плитку привозят не в день ее укладки. Она может простоять на паллетах на строительной площадке недели, и даже месяцы. Если на этот период приходится сезон дождей или зима, то нужно будет обеспечить соответствующее хранение плитки.

На фабрике поддон тротуарной плитки должны обматывать защитной пленкой. Строительный материал на площадке нужно хранить именно в этой пленке. Если вы распаковали тротуарную плитку, нужно проверить, чтобы ее слои хранились друг к другу лицевой стороной. Это обеспечит сохранность товарного вида изделия.

Рядом с паллетами тротуарной плитки не должно быть габаритных предметов, которые могли бы упасть на них и разрушить строительный материал.

Хранение тротуарной плитки под открытым небом запрещено. Она обязательно должна быть укрыта пленка. Атмосферные осадки могут испортить ее внешний вид. От влаги плитка темнеет и крошится со временем. От палящего солнца может выгореть цвет плитки.

Весной и осенью тротуарная плитка подвластна покрытию плесенью. Грибок появляется на плитке из-за чрезмерной влажности. В дальнейшем эту плесень будет весьма сложно удалить с поверхности плитки.

Наибольший уход за тротуарной плиткой необходим в первый месяц после производства. В течение этого срока бетон, из которого изготовлена плитка, набирает свою прочность. Пока этого не произошло, изделие уязвимо перед агрессивным воздействием окружающей среды.

Если соблюдать все требования к перевозке и хранению, то приобретенная вами тротуарная плитка даже после года простоя будет выглядеть, как только что произведенная.

Какие поддоны подходят для ВЭД, а какие — для внутреннего рынка?

Что касается ВЭД, то для ее успешного ведения подходят следующие виды поддонов.

Наименование

Размеры

Наличие клейма

Специфика

Сертифицированный европаллет (EUR-паллет)

800×1200х145 мм

клеймо EUR выжжено на правых несущих ножках

верхняя площадка состоит из 5 чередующихся по размеру досок, нижняя площадка из 3 досок, наличие фасок на углах

Сертифицированный финпаллет (FIN-паллет или финский паллет)

1000×1200х145 мм

клеймо FIN выжжено на правых несущих ножках

верхняя площадка – 7 чередующихся по размеру досок, нижняя площадка – 3 доски, наличие фасок на углах

Грузовой неодноразовый паллет

800×1200х145 мм

отсутствует

конструкция идентична европаллету

Грузовой неодноразовый паллет

1000×1200х145 мм

отсутствует

конструкция идентична финпаллету

Евробокс (EUR-бокс)

800х1200х800 мм

клеймо EUR в овале, нанесено на табличку

металлическая площадка с металлической надстройкой (клетью)

В сравнении с тарой для ВЭД, поддоны для внутреннего рынка выглядят следующим образом.

Наименование

Размеры

Наличие клейма

Специфика

Несертифицированный европаллет

800×1200×145 мм

отсутствует

идентичны европаллетам, толщина доски — 22 мм

Паллет первого сорта

800×1200×145 мм

отсутствует

идентичны европаллетам, толщина доски – 20 – 25 мм, без видимых повреждений, фаски отсутствуют

Паллет второго сорта

800×1200×145 мм

отсутствует

идентичны европаллетам, толщина доски – 20 – 25 мм, могут быть видимые повреждения, фаски отсутствуют

Паллет третьего сорта

800×1200×145 мм

отсутствует

без единого стандарта, доска – 20 – 22 мм, есть повреждения, фаски отсутствуют

Паллет

1000×1200×145 мм

отсутствует

идентичны финпаллетам, доска – 15 – 25 мм, фаски необязательны

Специальные виды паллетов

не обязательно

пластиковые стандарта EUR, деревянные стандарта СР, Triplett, металлические EUR-боксы

Таким образом, для ведения деятельности на внутреннем рынке подходит практически любая тара. К сожалению (или к счастью для предпринимателей), к ней не предъявляют строгих требований. И даже нанесение клейма о прохождении фитосанитарной обработки на деревянные паллеты отечественного производства не является обязательным.

Грузоподъемность паллет и правила размещения грузов на них

Сегодня сложилась странная ситуация: возможные нагрузки на паллеты и поддоны не определены. Каждый производитель выставляет собственную цифру. С одной стороны, гарантировать какую-то определенную цифру сложно, так как древесина может применяться различная. Также может быть разным груз. Масса может быть рассредоточена по всей площади грузовой площадки, а может быть точечной. При точечной нагрузке, понятное дело, масса должна быть меньше.

Выдержка из ГОСТа

Если следовать ГОСТам советских времен, максимальная нагрузка на поддон — до 1000 кг. При реальных испытаниях установлено, что можно складировать и перевозить до 1500 кг. Но при перевозках не допускается перегруз автотранспорта. Так что больше 700-800 кг все равно не грузят. При установке грузов на паллеты/поддоны должны соблюдаться правила:

  • Распределять груз надо равномерно по всей площади и хорошо скреплять между собой.
  • Края паллеты могут быть свободными, но груз при этом должен быть размещен симметрично относительно центра. Каждый ряд коробок должен быть отдельно прикреплен к поддону шпагатом или грузовыми лентами.
  • Если размеры груза превышают размеры стандартных паллет, края не должны выступать за пределы тары больше чем на 2 см.
  • При укладке коробок прямоугольной формы, лучше ряды складывать в шахматном порядке (как при кладке кирпича). Иначе при высоте стопки от 1 метра груз рассыпается.

В таком виде обычно отправляют грузы

Общий порядок упаковки такой: груз расставляется, скрепляется обвязками, фиксируется к паллете. Затем заматывается полиэтиленовой пленкой или другим материалом, который препятствует смещению груза. Могут устанавливаться уголки, которые тоже обматываются пленкой. Они служат для дополнительной страховки смещения грузов при транспортировке. Обвязанный пакет фиксируется пластиковыми стяжками к платформе.

Сколько стандартных поддонов помещается в фуру?

Точное число обусловлено грузоподъемностью и габаритами фуры. В стандартную двадцатифутовую помещается до 10 поддонов, укладываемых в два ряда. Если перевозка осуществляется сорокафутовым транспортным средством, то число паллет возрастает и составляет 21 штуку.Приведенное количество стандартных поддонов указывается для одного яруса. Обычно груженные полеты перевозят в три ряда. Точное количество определяется тем, какую продукцию транспортируют. Верхний ярус всегда устанавливают в расчете на то, что упаковка надежная и крепкая, способна выдержать оказываемую нагрузку.

Сортность паллет/поддонов

Паллеты любого типа бывают одноразовыми и многоразовыми. Одноразовые разбираются после использования. Многоразовые (многооборотные) деревянные паллеты делят по сортам в зависимости от циклов использования и общего состояния. Есть три сорта деревянных паллет:

  • Высший сорт. Это деревянные площадки нормального светлого цвета, без повреждений, сколов и трещин. В эксплуатации были не более 3-х раз.
  • Первый сорт. Состояние близко к высшему, но не ограничивается количество отработанных циклов. Отдельно отмечается недопустимость повреждений и следов ремонта.
    Так с сортами паллет/поддонов разобраться проще
  • Второй сорт. Древесина может быть темной, иметь следы загрязнений. Могут быть трещины и сколы, но не более чем 3*30 см. В эту же категорию относят паллеты после ремонта.

На внутреннем рынке допускается использование тары любого сорта. Для перевозок за границу требуется уточнение, какого сорта тара может пройти контроль. Однозначно можно сказать, что сертифицированная, с клеймом и прошедшая санитарную обработку. Остальные требования в зависимости от страны, но обычно требуют только новые или в крайнем случае высшего сорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector