Антифриз для системы отопления загородного дома

Важность борьбы с коррозией, опасность цинковых труб

Коррозия опасна, т.к. со временем нарушает целостность системы и вызывает протечки. Но это далеко не все ее отрицательные стороны. Образование ржавчины в трубах и радиаторах снижает их эффективность, т.к. коррозионный слой имеет теплопроводность примерно в 50 раз меньшую, чем металл.

Другие публикации TopClimat.ru по теме
Антифриз в системах отопления
Выбор котельной для частного дома

Иначе говоря, теплоотдача радиаторов снижается при том же режиме работы котла. Кроме этого, снижается скорость теплоносителя в системе, что тоже уменьшает ее общую эффективность. В общем, коррозия в системе приводит к тому, что часть дорогого топлива будет уходить у вас в никуда, причем, эта доля со временем будет только расти.

Но и это еще не все. Частицы ржавчины отделяются от стенок труб под действием течения теплоносителя и негативно влияют на подшипник циркуляционного насоса, который может дать течь, засоряют каналы теплообменников и отопительного котла.

Часто с ржавчиной борются с помощью оцинкованных труб, которые имеют хорошую коррозионную стойкость. Но, помните! В системах отопления нельзя использовать элементы, содержащие цинк, в частности, оцинкованные изнутри трубы. Дело в том, что при рабочих температурах (а это +70°С и выше) теплоносителя цинковое покрытие будет отслаиваться и оседать на нагревательных элементах котла, а антикоррозионные свойства самого теплоносителя значительно ослабятся.

Схема отопления частного дома

Исключением является теплоноситель на основе глицерина, но лучше не рисковать и в этом случае. Нередко производители теплоносителей на глицериновой основе реализуют смешанные составы, которые содержат глицерин и пропиленгликоль.

Заполнение системы отопления теплоносителем своими руками: правила и рекомендации

Вопрос о том, как залить антифриз в систему отопления открытого типа, возникает не так часто. Сделать это можно максимально просто, используя расширительный бак. Так что теплоноситель нужно залить в бачок, а под воздействием силы гравитации, он уже сам растечется по всей системе

При этом важно, чтобы в процессе заливания теплоносителя, все воздухоотводчики находились в открытом состоянии

Способ закачки термоносителя зависит от типа системы отопления

Несколько сложнее работать с системами закрытого типа. Для них применяются различные методы заправки. Так, залить теплоноситель можно методом самотека, не используя какую-либо технику. Иногда для этого используют небольшой погружной нанос или же специально предназначенный для этой цели, при помощи которого конструируют опрессовку системы. Рассмотрим каждый из вариантов, его преимуществ, недостатки и особенности:

Заливание методом самотека. С одной стороны, это ─ простой способ, так как он не требует приобретения и использования какого-либо специального оборудования. Но в то же время, этот процесс займет немало времени, так как «выжимать» воздух из системы придется довольно долго. Да и нужное давление будет набираться на протяжении длительного периода. В первую очередь необходимо найти самую высокую точку системы и снять имеющийся там газоотводчик. В процессе заполнения, самая нижняя точка, в которой расположен кран спуска теплоносителя, должен быть открыт. Как только он даст протечку, это будет означать, что система заполнилась.
Заливание с использованием погружного насоса подразумевает использование такого маломощного прибора, как Малыш. Его нужно подключить к самой низкой точке системы (но не к точке слива). Жидкость наливают в емкость и опускают в нее один край насоса

Важно, чтобы в процессе работы насос не «глотал» воздух.
Заливание с использованием насоса для опрессовки производится практически по той же схеме, что и в предыдущем случае. Вот только тут используется специальный ручной нанос, который позволяет закачать жидкость в систему.

Для закачки жидкости в систему используется ручной нанос для опрессовки

Отопление дачи на антифризе

Главной проблемой загородных домов, на время оставляемых хозяевами в зимний период, является размораживание труб отопления и радиаторов. Использование антифриза в системе частного отопления даёт возможность полностью разрешить это затруднение. Отопление дачи на антифризе позволяет трубам и радиаторам длительное время находиться под действием низких температур (от – 30оC и ниже) без какого-либо ущерба для их целостности. Такой «запас» оказывается более чем достаточным, ведь в запертом, время от времени протапливаемом доме температура никогда не снижается до подобных критических значений.

Антифриз – чаще всегоэто спиртовой либо соляной раствор с добавлением пропилен- или этиленгликоля. Отопление дачи с использованием в качестве такого теплоносителя имеет ряд иных преимуществ, которые, при условии обеспечения абсолютной герметичности системы избавляют хозяев от многих забот.

Отопление дачи. 

  • позволяет оставлять дом в холодный период без слива теплоносителя и начинать протапливать помещения по возвращении хозяев при любой температуре воздуха;
  • замедляет коррозионные процессы в металлических элементах системы;
  • сохраняет в рабочем состоянии на более длительный период герметики, прокладки и уплотнителя из резины и силикона;
  • улучшает процессы растворения осадков, грозящих засорением труб, при этом потенциальные отложения легче выводятся из системы при её профилактической очистке.

Справедливости ради нужно сказать, что далеко не все элементы отопительных систем (это в большей степени относится к котлам) без ущерба для себя взаимодействуют с антифризом. Поэтому, планируя использовать этот, выгодный в некоторых отношениях, теплоноситель, нужно не только внимательно знакомиться с предупреждениями в тех.паспорте котельного оборудования, но досконально знать все особенности, явно не прописанные в технических документах. Специалисты нашей компании, благодаря многолетнему опыту, помогут безошибочно подобрать оборудование для отопления дачи на антифризе, учесть все возможные негативные последствия.

Антифриз, при всей кажущейся привлекательности, имеет свои недостатки:
  • он в 2-5 раз (в зависимости от концентрации) более вязок, а следовательно, менее текуч, по сравнению с водой, это потребует более мощного котла, усиленного цикруляционного насоса;
  • обладает меньшей теплоёмкостью (на 10-15%), а значит, менее эффективен как теплоноситель, что влечёт за собой необходимость установки радиаторов с большим количеством секций;
  • ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ качественное отопление дачи;
  • имеет больший коэффициент теплового расширения (до 130-140%), поэтому при его использовании требуется установка расширительного бака больших габаритов;
  • антифриз на этиленгликоле (токсичном веществе!) при значительном повышении температуры разлагается, при этом антикоррозионные добавки также теряют свои свойства, жидкость становится агрессивной (содержит твёрдые осадки и кислоты, разрушающие резиновые и паронитовые элементы, что может привести к разгерметизации системы);
  • антифриз склонен к вспениванию, что приводит к весьма нежелательному завоздушиванию системы;
  • противопоказано взаимодействие с оцинкованными поверхностями (часто таковыми являются внутренние поверхности труб);
  • при этом интенсивно образуются твёрдые осадки, напрочь засоряющие систему;
  • гоны металлических труб начинают подтекать при остывании системы; их число при проектировании ► отопления дачи на антифризе ◄ должно быть минимизировано.
  • Экологически безвредный антифриз на основе пропиленгликоля, пригодный не только для отопления, но и для подогрева воды от котла, достаточно дорого стоит.

Отопление дачи на антифризе, с одной стороны, решает важные проблемы (антикоррозионная и противозамерзающая «составляющие»), с другой стороны, предъявляет особые требования к выбору котельного оборудования, усложняет монтаж и удорожает процесс эксплуатации.

В случае, если заказчик делает выбор в пользу данного теплоносителя, специалисты нашей компании обеспечат безопасную и эффективную работу системы, подобрав все необходимые компоненты и проинструктировав по вопросам грамотной эксплуатации.

Разбавление теплоносителя

Чаще всего реализуются антифризы двух типов: с температурой замерзания не выше -30 °C и с температурой не выше -65 °C. При этом второй тип представляет собой достаточно насыщенную смесь, которую можно разбавлять водой до необходимой концентрации.

Однако добавлять слишком большую долю воды не рекомендуется, поскольку это может привести к ухудшению свойств теплоносителя и выпадению осадка солей, а также значительному ухудшению антикоррозийных свойств.

Какая должна быть вода?

Если было принято решение разбавлять незамерзающую жидкость водой, то следует учесть, что использовать любую воду при этом нельзя. Самый главный критерий – вода должна быть достаточно мягкой, причем ее жесткость не должна превышать 7 единиц.

По утверждениям производителей оптимальным вариантом является использование воды с жесткостью до 6 единиц включительно. В противном случае произойдет выпадение осадка, что отрицательно скажется на качестве антифриза, а также на его основных технических показателях.

Способы заполнения системы теплоносителем

Вопрос заполнения, обычно, появляется только в случае организации системы закрытого типа, так как открытые контуры без проблем заполняются через расширительный бак. В него просто наливается теплоноситель, который под действием силы гравитации растекается по всем контурам

При этом важно, чтобы все воздухоотводчики были открыты

Существует несколько методик заполнения теплоносителем закрытой системы обогрева: самотеком, с погружным насосом или при помощи специального опрессовочного оборудования. Более детально остановимся на каждом из способов.

Самотеком. Этот способ закачать теплоноситель для системы отопления хоть и не требует оборудования, но уходит на него много времени. Приходится долго выжимать воздух и так же долго набирать нужное давление. Его, кстати, накачивают автомобильным насосом. Так что оборудование все-таки потребуется.

Нужно найти самую высокую точку. Обычно, это какой-то из газоотводчиков (его нужно снять). При заполнении открыть кран для спуска теплоносителя (самая низкая точка). Когда через него побежит вода, система заполнена:

  1. Когда система заполнена (из крана для слива побежала вода), взять резиновый шланг длиной порядка 1,5 метров, прикрепить его к входу в систему.
  2. Выбрать вход так, чтобы виден был манометр. В этой точке установить обратный клапан и шаровый кран.
  3. К свободному концу шланга прикрепить легко снимающийся переходник для подключения автомобильного насоса.
  4. Сняв переходник, в шланг налить теплоноситель (держать поднятым вверх).
  5. Заполнив шланг, при помощи переходника подсоединить насос, открыть шаровый кран и насосом закачать жидкость в систему. Надо следить, чтобы не закачивался воздух.
  6. Когда почти вся содержащаяся в шланге вода закачана, кран закрывается, операция повторяется.
  7. На небольших системах чтобы получить 1,5 Бар, придется повторять ее 5-7 раз, с большими придется возиться дольше.

При таком способе можно шланг подключить от водопровода, можно подготовленную воду налить в бочку, поднять ее выше точки входа и так залить ее в систему. Также заливается и антифриз, но при работе с этиленгликолем потребуется респиратор, защитные резиновые перчатки и одежда. При попадании вещества на ткань или другой материал он тоже становится токсичным и подлежит уничтожению.

С помощью погружного насоса. Для создания рабочего давления теплоноситель для системы отопления можно закачивать маломощным погружным насосом:

  1. Насос нужно подключить к самой низкой точке (не точка слива системы) через шаровый кран и обратный клапан, на точке слива системы установить шаровый кран.
  2. Теплоноситель налить в емкость, опустить насос, включить его. В процессе работы постоянно добавлять теплоноситель — насос не должен гнать воздух.
  3. В процессе следить за манометром. Как только его стрелка сдвинулась с нулевой отметки — система заполнена. До этого момента ручные воздухоотводчики на радиаторах могут быть открыты — через них будет выходить воздух. Как только система заполнилась, их надо закрыть.
  4. Далее нужно поднять давление, продолжая насосом качать теплоноситель для системы отопления. Когда оно достигнет требуемой отметки, насос остановить, шаровый кран закрыть
  5. Открыть все воздухоотводчики (на радиаторах тоже). Воздух выходит, давление падает.
  6. Снова включить насос, докачать немного теплоносителя, пока давление не достигнет проектного значения. Снова спустить воздух.
  7. Так повторять до тех пор, пока их воздухоотводчиков не перестанет выходить воздух.

Далее можно запустить циркуляционный насос, снова стравить воздух. Если при этом давление осталось в пределах нормы, теплоноситель для системы отопления закачан. Можно запускать ее в работу.

Насосом для опрессовки. Заполняется система так же, как и в описанном выше случае. При этом насос используется специальный. Он обычно ручной, с емкостью, в которую заливается теплоноситель для системы отопления. Из этой емкости жидкость закачивается через шланг в систему.

При заполнении системы рычаг идет более-менее легко, при подъеме давления работать уже тяжелее. Манометр есть как на насосе, так и в системе. Следить можно там, где удобнее.

Далее последовательность такая же, как описано выше: накачали до требуемого давления, спустили воздух, снова повторили. Так до тех пор, пока воздуха в системе не останется. После — тоже нужно запустить циркуляционный насос минут на пять, стравить воздух. Тоже повторить несколько раз.

Антифризы для отопления

В системы отопления кроме воды заливают специальные незамерзающие жидкости — антифризы. Обычно это водные растворы многоатомных спиртов. Не так давно на нашем рынке появился антифриз на основе глицерина. Так что теперь типов незамерзающих жидкостей для систем отопления три.

Виды незамерзающих жидкостей и их свойства

Антифризы есть на основе двух веществ: этилен-гликоля и пропилен-гликоля. Первый более дешев, замерзает при более низких температурах, но очень токсичен. Отравиться можно не только выпив, но даже просто замочив руки или надышавшись парами. Второй незамерзающий теплоноситель для системы отопления — на основе пропилен-гликоля.Он более дорог, но безопасен. Иногда он даже используется как пищевая добавка. Его минус (кроме цены) — он теряет текучесть при более высоких температурах чем пропилен-гликоль.

Этилен-гликолевый теплоноситель очень ядовит

Несмотря на высокую токсичность чаще покупают этилен-гликолевые теплоносители. Связано это, скорее всего, с ценой — пропилен-гликоль дороже раза в два. Но этилен-гликолевые антифризы в чистом виде еще и химически активны, могут вспениваться, имеет повышенную текучесть. С пеной и активностью борются присадками, а повышенная текучесть никак не корректируется. В паре с токсичностью она — опасное сочетание. Если есть где-то малейшая возможность, этот антифриз протечет. А так как и его пары ядовиты, ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому, если есть возможность, используйте пропилен-гликоль.

Еще один важный недостаток — этилен-гликоль очень плохо реагирует на перегрев, а перегрев наступает при довольно низкой температуре. Уже при +70°C образуется большое количество осадка, который оседает на элементах системы отопления. Отложения снижают теплоотдачу, что снова ведет к перегреву. В связи с этим в системах с котлами на твердом топливе такие антифризы не используют.

Пропилен-гликоль, наоборот, химически почти нейтрален. Он меньше всех теплоносителей реагирует с другими веществами, перегрев наступает при более высоких температурах и приводит не к таким последствиям.

Пропилен-гликолевый теплоноситель безопасен. но стоит дороже и замерзает при более высоких температурах

Особенности систем с антифризом в качестве теплоносителя

При проектировании системы отопления надо изначально принимать во внимание теплоноситель. Это связано с более низкой теплоемкостью незамерзающих жидкостей, а также другими их свойствами

Если все оборудование было рассчитано на воду, а зальют в нее антифриз, могут возникнуть следующие проблемы:

  • Не хватит мощности и в доме будет холодно. Это связано с более низкой теплопроводностью антифризов. Решить эту проблему можно малой кровью — увеличить скорость движения теплоносителя, поставив более мощный циркуляционный насос. Но по-хорошему, требуется увеличение количества секций радиаторов .
  • В системах закрытого типа может недостаточным оказаться объем расширительного бачка. Это связано с тем, что при нагревании незамерзайки расширяются больше, чем вода. Выход — поставить еще один бачок. Суммарный объем должен быть чуть больше требуемого (объем можно взять из таблицы).

Объем расширительного бачка для разных типов теплоносителя

Если использованы обычные резиновые прокладки, при использовании этилен-гликоля или глицерина они через некоторое непродолжительное время разрушатся и потекут. Потому перед заливкой антифриза во всех разъемных соединениях прокладки заменяют на паронитовые или тефлоновые.

Как вы поняли, лучший теплоноситель для системы отопления — вода. Она и лучше по характеристикам и в разы дешевле. Если же отоплению грозит разморозка, приходится заливать антифризы, но не автомобильные, а специальные — для отопления. В этом случае, при наличии достаточного количества средств, лучше использовать пропилен-гликоль. Этиленовые незамерзайки — крайний случай. Они пригодны в системах закрытого типа, в которых установлены специальные прокладки и автоматизированные котлы, которые не допустят перегрева.

Чтобы покупателям было проще ориентироваться, в теплоносители добавляют красители. В этиленовые — красные или розовые, в пропиленовые — зеленый, в глицериновые — голубой. Через некоторое время цвет может стать нет таким интенсивным или пропасть совсем. Это происходит из-за термического разрушения красителей, но на свойства самого антифриза не влияет.

Чем закачать теплоноситель

Насосы для заполнения контура антифризом могут быть разными. В этом качестве подходит любой водяной насос, который применяется в водоснабжении, так как правильно заливать антифриз в систему отопления можно любым нагнетателем давления достаточной мощности. Так выделяют ручные и электрические насосы, которые могут прокачивать жидкость разными способами. Одни из них погружаются в теплоноситель, а вторые нет.

Погружной насос

Вибрационные погружные насосы работают при полном погружении в антифриз. К таким приборам относится всем известный «Малыш». Следует сказать, что нет специального насоса для заполнения системы отопления антифризом. Все агрегаты имеют широкий спектр применения в хозяйстве. Так, например «Малыш» может не только закачивать антифриз в контур, а и поднимать воду со скважины.

“Малыш” – погружной роторный насос

Преимущество погружного насоса:

Таким насосом можно делать все — от полива грядок до подачи воды из колодца. У него металлический корпус, что делает прибор надежным и крепким. Характеристики:

  • способен прокачивать 430 л в минуту;
  • отдаленность от источника питания составляет до 40 м;
  • два вида забора жидкости (верхний, нижний);
  • поднимает столб жидкости на высоту 40 м;
  • потребляет не больше 250 Вт в час.

Жидкость с десяти метров создает давление в одну атмосферу, получается что «Малыш» способен накачать до четырех атмосфер. Такой мощности более чем достаточно для автономной системы отопления. Как известно давление в ней не превышает двух атмосфер, нормой считается показания манометра в полторы атмосферы.

С учетом высокой скорости нагнетания, обыкновенную систему, в которой до 100 литров теплоносителя, такой насос накачает за несколько минут. Принцип работы заключается в том, что антифриз поступает сразу в насос через отверстия в корпусе и по шлангу подается в контур.

Так как заправить систему отопления антифризом нужно, избегая попадания в трубы грязи, очень удобно, что в приборе установлены фильтры, которые задерживают даже мелкие частицы загрязнений.

Чтобы закатать антифриз в контур отопления потребуется бочка, в которую он будет налит. Затем в бочку ложится насос, а шланг соединяется с патрубком подпитки.

Дренажный насос

Дренажный погружной насос

Дренажные насосы тоже относятся к погружным, но только их основное предназначение отличается от того же «Малыша». Такой вид нагнетателя разработан специально, чтобы откачивать воду с подвалов или даже с земельных участков. Особенностью такого агрегата является его способность пропускать большие частицы, размер которых варьируется в пределах до 35 мм.

Особенности использования антифриза

Имеет смысл применять для отопительной системы лишь специальный антифриз, который изготавливается, в большинстве случаев, в Российской Федерации, и главными компонентами в котором выступают этиленгликоль и пищевой пропиленгликоль.

Общеизвестно, что смешанный с водой этиленгликоль превращается в лед при температуре -65 градусов по Цельсию. Это позволяет не беспокоиться о том, что с трубами что-то может случиться, ведь в средней полосе климатические условия гораздо мягче и столь низкие температуры не наблюдаются. Но стоит понимать, что кроме вышеупомянутых элементов антифриз содержит и множество других, благодаря чему практически до нуля сводится вероятность появления коррозии – отопительная система находится в полной безопасности, в том числе радиаторы и батареи, и никакого негативного влияния антифриз оказать не способен.

Кроме того жидкость имеет антикоррозионные свойства

Некоторые люди считают, что в отоплении можно задействовать машинный тосол, трансформаторное масло, либо этиловый спирт. Спешим убедить в обратном – ни в коем случае нельзя применять эти жидкости. Во-первых, они представляют опасность ввиду высокой возгораемости, а во-вторых имеют в собственном составе вредные для человеческого организма компоненты. Для того чтобы не допустить ухудшения состояния здоровья людей, которые пребывают в доме, где в системе отопления применяются эти вещества, и обеспечить высокую пожаробезопасность, следует купить и использовать антифриз. Только он приемлем для строений, использующихся в качестве жилья.

Приняв решение о приобретении антифриза, вы должны учитывать особенности котла. Большинство иностранных компаний-изготовителей, так сказать, испытывают к нему не самые приветливые «чувства». И нередко отказывают в гарантийном обслуживании котлов своего производства, если отопление функционировало при «содействии» антифриза. Обязательно примите этот важный факт к своему сведению.

Также необходимо знать, что в отопительной системе, протянутой из оцинкованных труб, данное вещество применяться не может. Обусловлено это тем, что цинк, контактируя с антифризом, подвергается химическим реакциям, которые ухудшают его свойства. Следует отказаться от него и найти другой выход из ситуации.

Заключение

Во многих загородных домах для поддержания комфортного микроклимата владельцы используют системы на основе отопительных котлов. Отопительные котлы нагревают воду, которая в большинстве случаев выступает в качестве теплоносителя. Однако в последние годы все больше людей делают свой выбор в пользу антифриза. При его нагреве отопительным котлом раствор испаряется медленнее. Необходимость в его доливке возникает реже по сравнению с водой. Антифриз для котлов отопления сегодня легко доступен для приобретения.

Используя бытовой антифриз, можно обеспечить комфорт в жилище и исключить вред для здоровья. Сделав выбор в пользу «незамерзайки», следует до её применения выяснить, как использовать и заполнять систему раствором. Выполняя рекомендации по приготовлению готового состава для СО и заполнению системы, в вашем доме всегда будет тепло, а система автономного теплоснабжения прослужит долго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector