Как класть тротуарную плитку: использование бордюров в технологии мощения

Подготовка основания под бордюрный камень.

Бордюр ставится на подготовленное основание из песка, щебня или все вместе. Нельзя устанавливать изделие на обычный грунт так как  в течение месяца вся ваша работа будет испорчена. Грунт просядет, а за ним провалится и бордюр.

Первое, что делаем при подготовке основания копаем траншею на глубину не менее 30 сантиметров. Второй этап отсыпаем песком до уровня минус 5 сантиметров низа изделия и следующий этап подготовки это трамбование песка. На стройке мы используем  ручную трамбовку и на уплотнение одного участка тратим не менее 30 минут.

Чем лучше вы протромбуете, тем дольше простоят ровно ваши бордюры. Этот вид подготовки основания достаточен для поребриков, но для бордюров длиной 3 или 6 метров этого мало.

Кроме песка в основание под бордюр  необходимо добавить еще слой щебня фракцией от 40 мм. и толщиной также не менее 30 см.  После того как мы подготовили основание приступаем к разбивке бордюров.

Разбивка бордюра.

Наша организация занимается отмосткой и мы устанавливаем поребрики. При разбивке поребриков на отмостки ничего сложного  нет.

Ширина отмостки 1 метр, отмеряем от стенки здания на одном конце один метр и на другом столько же. Натягиваем шнурку между этими точками и мы получаем прямую линию под монтаж поребриков.

Чтоб выставить поребрик по высоте мы используем нивелир. Как пользоваться нивелиром вы можете прочитать в данной статье. Если вы не хотите использовать нивелир то можете купить водяной уровень, который состоит из двух пластмассовых колб и шлангом.

Принцип его действия простой заполняете его водой и для выноса  высотных отметок на одном уровне вам надо, чтоб уровень воды в колбах был на одинаковых отметках.

Для закрепления высотной отметки под низ бордюра ставим дощечки высота которых завист от уровня установки.

На отмостке верх поребрика был ниже уровня бетона, примыкающего к стенкам здания на 5 сантиметров. Отмостку мы делали с  уклоном на 1м. 5 см.

При разбивке дороге без шнурки также не обойтись. Определяемся с размерами дороги натягиваем шнурку, чтоб по ней ровно смонтировать бордюр. С помощью шнурки так же можно задать и уровень.

Установка бордюра

При подготовке основания мы оставили не менее 5 сантиметров под бордюром,  для того чтоб при его замоналичивание, бетон затек и под низ бордюра.

Для экономии бетона устанавливаем опалубку из досок высотой 30-40 см. Опалубку ставим на ширину 10 см. по бокам изделия. Опалубку закрепляем песком, бетона будет не так много и такого раскрепления будет достаточно.

Бетонирование бордюра.

Мастерком утрамбовываем бетонную смесь чтоб она затекла под низ бордюрного камня. На следующий день снимаем опалубку и все бордюр или поребрик установлен.

После установки бордюра возможно,  на своей даче, вы примите решение уложить тротуарную плитку, что это за материал и его плюсы читайте здесь.

Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками

Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра

Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию

Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры

На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.

  • Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
  • Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
  • В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
  • Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
  • Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.

Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.

Технология укладки бордюра своими руками

На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки)

Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть.
Устройство бетонной подушки.  Как приготовить раствор для установки бордюров?  1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды. Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня.
Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня. 
Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра

Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная.
Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы.
После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см.
Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью.
После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.

Тротуарный бордюр своими силами

Укладка бордюра тротуарного сходна по технологии с монтажом дорожного бордюра. Его устанавливают с целью сдерживать напор грунта, смешивание земли со щебнем и песком, укрепления тротуарной плитки во избежание ее расползания. В основном применяются те же бордюры промышленного производства, изготовленные методом вибропрессования. Установка тротуарного бордюра, с учетом его длины в 50 см — процесс несложный, но требующий определенных навыков, поэтому лучше доверить его специалистам.

На даче или во дворе загородного дома отсутствие дорожек причиняет определенные неудобства, поэтому не следует затягивать с процессом установки. Материал для монтажа зависит от ландшафта, дизайна прилегающих домов и пожеланий заказчика. При возникновении сложностей в процессе выбора, можно посоветоваться со специалистом по дизайну. Но дорожки и бордюры обязательны в любом случае, и установить их может любой хозяин самостоятельно. Последовательность работ, набор инструментов такие же, как и при укладке дорожных бордюров.

Прежде чем осуществить монтаж пешеходной дорожки в своем дворе или на даче, подумайте, какие бордюры вы хотели бы у себя видеть. Они могут быть не только бетонными, но и состоящими из битого кирпича, дерева и пластика природного или декоративного камня. Установка тротуарного бордюра — процесс нетрудоемкий. Главное — подобрать его, не нарушая гармонии с окружающим ландшафтом.

Предназначение бордюра

Установка бордюра — это не дешёвое мероприятие, но отказаться от их установки — это неверное решение, потому что он играет важную роль:

  • в укреплении дорожного покрытия, не давая ему разрушаться. Особенно там, где участки для укладки плитки узкие. Заменить его другими материалами проблематично. Некоторые хозяева используют кирпичи, установленные вертикально или куски шифера. Но по истечению времени, признавая, что они ошиблись, устанавливают бордюр, затрачивая на это дополнительные средства;
  • в создании дополнительного декоративного эффекта. Зачастую трудно себе представить дорожку без установленных по её бокам бордюров. Если отсутствует ограничительная линия, то многие считают это недоделкой. Дизайн участка воспринимают негативно.

Наличие этих функций предъявляет к бордюрам повышенные требования, чтобы материалы для их изготовления были качественными, укладка проводилась по технологии. Не соблюдая эти требования, основные задачи установки бордюра будут не выполнены.

Наши события

3 января 2021, 13:48
«ТАТКАБЕЛЬ» ушел с торгов. Предприятие продано за 891 млн рублей

31 декабря 2020, 16:00
Новогодний выпуск RusCable Review: кабельная семья, АЭК и розыгрыш скворечника от VOLTA и СЭК!

28 декабря 2020, 18:01
Итоговый RusCable Insider 2020. ТОП 35 материалов, статистика и главные новости предновогодней недели

28 декабря 2020, 09:47
Продолжаем разбираться с талдомским контрафактом. Что говорит «Компания Дори»?

25 декабря 2020, 12:15
Новогодний прямой эфир RusCable.Ru 25 декабря

23 декабря 2020, 21:40
Итоги форума «Антиконтрафакт-2020». Ассоциация «Электрокабель», Росстандарт, АПСС, производители и трейдеры высказали свои позиции

Производственное изготовление

Промышленная технология производства бордюров разделяет блоки из природных камней и бетонные формы. Требования к первому типу регламентируются в ГОСТ 32018–12 . Натуральный камень является отличным материалом, гранитные элементы противостоят влаге, долговечные. Природные бордюры выпускаются с помощью пиления или колются на элементы подходящих размеров. Отделывается продукция полировкой или обжигается на специальном оборудовании. Материал отличается дороговизной и применяется только в значимых объектах дорожного строительства.

ЧИТАТЬ Кладка пеноблоков для строительства дома своими руками

Бетонные и железобетонные изделия производятся несколькими способами, при этом размеры дорожного бордюра выдерживаются в соответствии с нормативами:

  • литье бетонной смеси в подготовленную гладкую опалубку;
  • изготовление литьевых элементов с вибрационным воздействием;
  • выпуск камней, которые подвергаются вибрации одновременно с прессованием.

Размеры бордюров влияют на состав смеси. Длинные (больше 1 метра) элементы изготавливаются из мелкозернистого песка и заполнителя. Такие камни в некоторых случаях усиливаются арматурой. Армирование обязательно применяется для цельных бордюров длиной от 3 до 6 м, которые выпускаются из тяжелых видов бетона. Чтобы сделать такие ограждения дорог, требуется специальная техника. Вибропрессование относится к передовым методам. Изделия отличаются высокими физическими свойствами, используются для изготовления бордюрных элементов на ответственных скоростных автомагистралях, мостах, трассах междугороднего сообщения. С использованием вибропресса автоматизируется производственный процесс, повышается производительность. К установке подаются составляющие компоненты смеси, а смешивание раствора, прессование, вибрирование и пакетирование производит оператор оборудования в автоматическом режиме.

Последовательность производственных циклов:

  • транспортер загружает в смешивающую емкость предусмотренное программой количество песка, цемента, наполнителя и воды;
  • бетономешалка формирует бетонную смесь в результате вращения;
  • необходимое количество раствора подается в форму;
  • форма подвергается вибрации, и сила давления прессует материал;
  • транспортер переносит формы в камеру, где элементы набирают прочность;
  • автоматический пакетировщик собирает и складывает на поддоны или в пачки готовые изделия.

ЧИТАТЬ Бетонные ступени для крыльца своими руками

Стоимость работы по установке садовых и дорожных бортовых камней

  • Выкопка траншеи для бордюрных камней. Частично встречаются почвы, где практически невозможно выкопать траншею вручную, из-за большого количества корней и строительных отходов в почве.
  • Резка садовых и дорожных бордюров. Во время установки бордюра (поребрика) своими руками на даче или на кладбище, по схеме заказчика. Бывают ситуации, когда необходимо большое количество резки бордюров для придания красивых форм, узоров или для изготовления ограждения для клумб и деревьев.
  • Уровень тротуарных бордюров. Встречаются объекты, где для правильного уровня мощения требуется готовить основание из щебня и песка и только потом приступать к установке тротуарных бордюров и бортовых камней.

Для заказа установки садовых и дорожных бордюров свяжитесь с нами!

В основном встречаются два вида бордюров (поребриков, бортовых и бордюрных камней).

  • Садовый бордюр (поребрик)
  • Дорожный бортовой (бордюрный камень)
  • Для установки садового бордюра требуется меньше расходов на материалы (жидкий раствор, песок, щебень), а дорожный бордюр устанавливается на проезжих частях, поэтому норма расхода бетона на установку дорожного бордюрного камня больше, а качество бетона должно быть выше.
  • Садовый (тротуарный) бордюр можно установить своими руками (его с легкостью можно поднять одной рукой). Установить дорожный бордюрный камень БР 1000х300х150 своими руками сложнее, он свесит 97кг. Для его установки требуются необходимые инструменты и два специалиста.
  • Один погонный метр садового бордюра стоит почти в два раза дешевле, чем дорожный бордюрный камень.

Эти факторы свидетельствуют о том, что установка дорожного бортового камня стоит дороже, чем установка содового бордюра (поребрика).

Оформить заказ

Установка камней на подготовленное основание

Во всех трех способах бордюрный камень нужно ставить по шнуру, который натягивают на колышки в верхних и нижних точках в зависимости от уклона продольного профиля дорожки непосредственно перед тем, как установить бордюр. При этом первый камень ставят на край траншеи, вдоль нее.

Необходимо обязательно проверять правильность установки не только по натянутому шнуру, но и строительным уровнем во всех направлениях возможного уклона.

Шнур — это инструмент для простой предварительной установки камня, позволяющий сразу увидеть, как правильно и ровно установить бордюры. Посадка и выравнивание ограждающего материала осуществляется резиновой или деревянной киянкой.

Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву. Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент.

После того, как вы закончили ставить все бордюрные камни, они фиксируются заливаемой с обеих сторон цементным раствором или бетонной смесью с использованием щебня мелкой фракции.

Монтаж бордюров из диких камней

Бордюры из диких камней изготавливают: из песчаника, известняка, туфа, кварца, гранита, базальта. Для бордюров ограждающих дорожки чаще применяют однотипные камни. Своими руками бордюр можно установить, если соблюдаются определённые правила:

  • проводят планировку на участке, разбивают его по зонам. Они бывают: садовые, огородные, зона, где отдыхают. Отмечают места, где будут находиться цветники, дорожки, бассейн. Далее определяются с высотой и формой бордюров;
  • для высоких бордюров подготавливают фундамент и используют «мокрую» кладку. Траншею роют глубиной до 0,25 м, а в ширину он должен соответствовать размерам укладываемых камней. В канаву укладывают полиэтиленовую плёнку, для улучшения гидроизоляции и наполняют её бетоном. На смесь из песка и цемента укладывают камни. С помощью уровня контролируют кладку;
  • для установки невысоких бордюров фундамент не требуется. Для их установки используют «сухой» метод. Камни вдавливают в грунт без использования раствора. При необходимости для камней больших размеров лопатой в грунте роют углубления. В основании бордюра укладывают камни больших размеров.

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).

  • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
  • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
  • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
  • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.

  • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
  • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
  • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Установка бордюра для тротуарной плитки своими руками

Бордюры – важнейший элемент любой садовой дорожки вымощенной тротуарной плиткой. Они обеспечивают не только привлекательный, законченный внешний вид, но и придают жесткости всей конструкции препятствуя расползанию такого неотъемлемого элемента, как «подушка», обустроенная под самой плиткой. Установив бордюры, вы будете уверены, что ваши дорожки и площадки со временем не превратятся в довольно неприглядное месиво из плитки, щебня и песка. Работа по монтажу бордюра, особой сложностью не отличается, но этапы все — же стоит разобрать, чем мы и займемся далее в статье.

Подготовка материала и инструмента

Для работы нам понадобится следующее:

Материал Характеристики Назначение
Бордюрный камень Односторонний или двухсторонний
Песок Мелкий, желательно речной Замешивание бетонного раствора
Цемент Марки М300 – М400 Приготовление раствора
Щебень или гравий Крупной фракции Обустройство «подушки»
Песок Средней фракции Обустройство «подушки»
Колья Деревянные Разметка для будущих бордюров

Совет: При выборе бордюрного камня обратите внимание, что односторонний камень используется, там, где планируется мощение тротуарной плиткой большой площади, а двухсторонний в местах соприкосновения дорожки с газоном. Так – же выбирая камень желательно приобрести изделия, изготовленные по технологии вибропрессовки, данная технология гарантирует долговечность и морозоустойчивость бордюров

Из инструментов нужно подготовить:

  • Трамбовку автоматическую или механическую;
  • Захват для бордюрного камня;
  • Корыто или бетономешалку;
  • Резиновый молоток;
  • Мастерок;
  • Лопату;
  • Строительный уровень;
  • Шнур или леску.

Подготовительные работы

В первую очередь для установки бордюра для тротуарной плитки своими руками необходимо грамотно подготовиться к проведению работ. Подготовка состоит из нескольких этапов:

1) Для того чтобы бордюры были выстроены точно в ряд, следует вбить колья в землю и на них натянуть верёвку на необходимую высоту учитывая при этом все уклоны служащие для водоотвода. Работу эту нужно провести с особой тщательностью, от нее будет зависеть насколько качественно и ровно в последующем «сядет» бордюрный камень;

2) После этого можно приступать к выкапыванию подходящей траншеи. Её ширина должна быть около 20 сантиметров, а глубина может варьироваться в зависимости от высоты используемого бордюра, но должна быть не меньше 10 сантиметров;

3) выкопанная траншея тщательно утрамбовывается, после чего в неё засыпается слой щебня;

4) Щебень также утрамбовывается и покрывается сверху слоем песка, который можно немного смочить;

5) Теперь можно проверить подготовленный участок, примерив бордюр.

Установка бордюрного камня

Шаг 1: Установка бордюра для тротуарной плитки своими руками, потребует «приготовления» бетонного раствора, так как в данном случае необходимо надёжное крепление. Замешивать раствор мы будем следующим образом: в корыте лопатой тщательно перемешиваем цемент и песок в пропорции 3 к 1, в подготовленную смесь добавляем необходимое количество воды и снова все перемешиваем. Консистенция готового бетонного раствора должна быть такой, что – бы ее можно было накладывать лопатой, но прилагать для этого усилие.

Важно: Добавляйте воду только в хорошо перемешанную смесь песка и цемента, так вы предотвратите образования комков. Шаг 2: Готовый раствор, заливаем ровным тонким слоем на подготовленную подушку, устанавливаем на раствор бордюры и резиновым молотком четко по строительному уровню и натянутому шнуру выравниваем их

Для скрепления бордюров между собой, места стыков с помощью мастерка промазываем бетоном и тщательно подбиваем блоки друг к другу

Шаг 2: Готовый раствор, заливаем ровным тонким слоем на подготовленную подушку, устанавливаем на раствор бордюры и резиновым молотком четко по строительному уровню и натянутому шнуру выравниваем их. Для скрепления бордюров между собой, места стыков с помощью мастерка промазываем бетоном и тщательно подбиваем блоки друг к другу.

Шаг 3: После того как все элементы установлены, бетоном заливается основание блоков.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:— геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;— подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;— устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;— устройство основания h=0,10 м из бетона;— установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;— дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;— обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;— заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;— СП 126.13330.2012. «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84»;— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;— СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;— СНиП 2-07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;— ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ»;— ГОСТ 28013-98. «Растворы строительные. Общие технические условия»;— ГОСТ 7473-2010. «Смеси бетонные. Технические условия»;— ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;— МДС 12-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector